Главной денежной единицей арагонцев была так называемая хакеса (jaquesa). Начиная с IX в. собственную монету чеканили графы Барселоны. В Хероне, Вике, Бесалу и Аргамунте также чеканились монеты (с X в.), и эту привилегию имели графы Ампуриас. Любопытно, что в 1174 г. епископ Викский Педро запретил оплату каких бы то ни было сделок монетами не местной чеканки. Обычно на каталонских монетах изображались герб и крест. В «Обычаях» фиксируются суровые кары фальшивомонетчикам. Культура. Документы XI и XII вв. упоминают о различных лицах, занимавшихся преподавательской деятельностью, которые, повидимому, жили доходами от этой профессии. Во времена Рамона-Беренгера III начинается литературное движение, аналогичное толедскому; переводятся работы по астрономии и математике Альбатаги, Феодосия, Птолемея, ас-Сафара (ученика Мослемы), Ибрагима аль-Фесари и других мусульманских авторов или ученых, труды которых в свое время были переведены на арабский язык. Об определенном развитии литературы свидетельствуют и библиотеки различных монастырей (Рипполь, св. Бенета, Кардона и др.) и соборов (Вик, Херона, Таррагона и др.), инвентарные книги которых нам сейчас известны, а также обилие переписчиков и относительно низкая цена рукописей. Культура росла такими же темпами, как и в Кастилии. В XIII в. главным культурным центром Каталонии была Лёрида, а в Арагоне—Сарагоса. ,Хайме I, следуя общему течению, основал в Лёриде Estudia generalia, университет, в котором преподавались каноническое и гражданское (римское) право и свободные искусства (грамматика и философия). Другой университет был основан в Валенсии, при соборе. Медицинская школа в Монпелье (городе, который входил тогда в пределы арагоно-каталонской державы) процветала и была одним из самых замечательных учебных заведений своего времени. Основание этих университетов и постоянный контакте Францией и Италией способствовали подъему культуры. В стране выдвинулось немало крупных мыслителей.
|