То, что здесь более или менее тянет на императорский дворец - огромное здание, выходящее на Хельденплац, - есть фикция: дворцом Новый замок (Neue Burg) никогда не служил, поскольку достроили его только в 1913 году, когда Габсбургам было уже не до того, а интерьеры доделали в 1926-м, уже вообще неизвестно для кого. В истории Хофбурга есть нечто от истории самой империи Габсбургов. У него было средневековое ядро, потом он стал бесформенно разрастаться от правителя к правителю, заглатывая соседние дворцы и церкви. А к концу своего существования чуть не сделался запредельно огромным: выдающийся архитектор Готфрид Земпер в 1890-е годы хотел превратить Хофбург в комплекс невероятных размеров, частью которого и должен был стать Новый замок. На этом и Хофбург, и империя сломались и начали чисто музейное существование. Идея Земпера состояла в том, чтобы связать Хофбург с бульварным кольцом Ринг - соединить два совершенно разных мира, архаически-имперский и прогрессивно-буржуазный. До Ринга - до самого 1857 года - Вена вместе с Хофбургом была обнесена крепостной стеной: город находился буквально под крылом императора, в положении вассала. В 1857 году Франц Иосиф распорядился крепостную стену снести - в городе катастрофически не хватало места. К этому моменту Вена получила большую муниципальную самостоятельность и у нее появился либеральный мэр. Поэтому новый бульвар Ринг, разбитый на месте крепостной стены, стал выставкой достижений буржуазной демократии: вокруг дворца императора на деньги новых буржуа было поставлено несколько буржуазных же дворцов - парламент, ратуша, университет, театр, опера, биржа. В конце XIX века, когда эпоха либерализма в Вене закончилась, Земпер должен был вновь подчинить все это имперскому ансамблю, включив в целое еще и два гигантских габсбургских музея - Художественный и Естественной истории, чтобы показать императорский дом покровителем искусств и наук. Но было уже поздно.
|