Нас-то, разумеется, не обманешь: это никакой не памятник скорби, но памятник господства. Отсюда - все наши сложные чувства по этому поводу, от стыда до гордости, а потом стыда за гордость и так далее, с превалирующей над всем здоровой иронией.
Впрочем, сложные чувства этот памятник вызывает не только у русских, но и у австрийцев. Старшее поколение называет его "памятником неизвестному мародеру". Молодые интеллектуалы, напротив, отказываются над ним издеваться - это памятник победе над фашизмом и, как им видится, антисемитизмом, а фашизм и антисемитизм до сих пор не пустой звук в Австрии. Они ловят своих соотечественников на том, что те путают название монумента: если австрийцы называют его не Памятник освобождения, а Памятник победы (что и вправду случается), то, значит, признаются в том, что русские их победили, что они воевали на стороне Гитлера (о чем официальная Австрия предпочитает умалчивать). Впрочем, чаще всего все говорят просто: Русский памятник.
Прямо перед памятником возвышается пирамидальный фонтан "Высокая струя" (Hochstrahlbrunnen). Злая венская молва гласит, что поставлен он специально, чтобы памятник загораживать; но на самом деле фонтан гораздо старше. Он был сооружен в 1873 году, и сам является памятником - монументом венскому водопроводу, приносящему в город воду горных источников. Отсюда имитация горы в его основании и апелляция к суровому, устрашающему образу природы (нордические идеалы были характерны для всех проектов бургомистра-националиста Карла Люэгера). Опасность этот фонтан действительно представляет, но не для советского монумента, а для вас: альпийская струя бьет с такой бешеной силой, что подойти прочитать слова Сталина, не намокнув, совершенно невозможно. По вечерам струя окрашивается в разные цвета, от фанты до марганцовки (эту затею придумал еще Люэгер), и становится похожа на неоновое привидение готического собора.