Эти пустые комнаты и есть то место, где Фрейд консультировал и работал; мы, таким образом, останавливаемся перед самым главным, перед тайной души, - то ли из деликатности, то ли из бессилия продвигаться дальше, как останавливается обычно и пациент.
На стенах - фотографии самого Фрейда, его невесты, а потом жены Марты Берне (тихой еврейской женщины, матери его шестерых детей), а также его учителей, кумиров и соперников: Рихарда Крафта-Эббинга (автора первой в мире книги по сексуальным проблемам), Жана Мартена Шарко (изобретателя знаменитого душа) и, наконец, ученика, а потом врага основателя психоанализа - Альфреда Адлера. Из личных вещей имеется любимая банка с кокаином: в 1880-х Фрейд, начавший практиковать как невропатолог, использовал малоизвестный в ту пору препарат для лечения нервного истощения и сам применял его в течение нескольких месяцев, не почувствовав, к своему удивлению, никаких признаков зависимости. С 1887 года Фрейд начал задавать пациентам вопросы: больной должен был лежать на кушетке, а врач нажимал ладонью ему на лоб. От последнего приема Фрейд все же отказался, перейдя к методу "свободных ассоциаций". "Цель скромная, - писал он, - перевести невротическое страдание в обыкновенное ощущение несчастья".
Кушетку вы увидите на фото, как и репродукции любимых картин Фрейда (в частности, "Эдипа" Энгра). В кабинете Фрейда под N189 - фото его знаменитой русской знакомой Лу Саломе, роковой женщины, которая в юности влюбила в себя женоненавистника Ницше, много лет отказывала себе (и мужчинам) в сексуальных отношениях, зато позже стала позволять себе решительно все - в частности, с Райнером Марией Рильке, который был намного ее моложе. Ее отношения с Фрейдом (она стала к тому времени психоаналитиком) носили характер платонической, но все же влюбленности (с его стороны). А под N222 - фото любимой певицы Фрейда, Иветт Гильбер, памятной по портретам Тулуз-Лотрека.