Она оказалась втянутой в одну из интриг своей кровожадной матери, в результате чего ее муж, визирь Рюстем-паша, был казнен.
В нескольких сотнях метров к северу от Эдирнекапы возвышается сооружение, напоминающее руины какого-то итальянского палаццо. Дворец Текфур (Tekfur Sarayı), конечно, относится к византийским временам, но о его назначении и точном времени постройки практически ничего не известно. Зато, глядя на трехъярусный арочный фасад — все, что осталось от некогда роскошного здания, — многое понимаешь о происхождении всей итальянской архитектуры Кватроченто: эти элегантные арки были бы уместны и на венецианском Большом канале. Примерно через 200 метров городская стена выходит к Золотому Рогу, где сливается с укреплениями Влахернского дворца.
К югу от Эдирнекапы находится главная жемчужина этих мест — церковь монастыря Спасителя в Хоре, которую турки называют мечетью Карие (Kariye Camii). Нынешнее здание построено около 1315 года (хотя церковь была здесь с незапамятных времен), а мозаики и фрески Карие — одно из главных сокровищ византийской живописи в Константинополе и, вероятно, вообще из величайших византийских шедевров. В XVI веке церковь превратили в мечеть, но мозаики, к счастью, не сбили, а всего лишь замазали. Сейчас то, что уцелело, отреставрировано. Роспись и мозаики Карие сделаны примерно в то же время, когда в Италии работал Джотто, и исполнены той же трогательной веры и немного наивной радости жизни. Как и в средневековой Европе, они служили Евангелием для неграмотных и поэтому объединены в последовательные циклы-рассказы.
ЗОЛОТОЙ РОГ
ОРИЕНТАЦИЯ
Залив Золотой Рог, который разрезает надвое европейскую часть Стамбула, по-турецки называется Халич (Haliç) — «устье». Однако название «Золотой Рог» (Хризокерас) древнее всяких турок: говорят, вода играла тут на закате какими-то особенными золотыми бликами.