В старину же взаимная терпимость жителей Балата поистине не знала границ: они совершенно не затруднялись, например, обращаться в религиозный суд к соседям (такой суд был и у христиан, и у иудеев, и у мусульман). Самым строгим считался суд раввинский: под ныне закрытой синагогой Янбол, где он находился, была предусмотрена даже подземная тюрьма. Самым же покладистым, как ни странно, считался шариатский, находившийся во дворе мечети Феррух-Кетюда (Ferruh Kethüda Camii, 1562). Когда житель Балата собирался обратиться в суд, он думал только об одном: где его дело решится быстрее и проще. И поэтому, например, у шариатского суда отбоя не было от греков-христиан, которым церковь запрещала разводиться, а судья-мусульманин улаживал дело в два счета.
АЙВАНСАРАЙ
Северо-восточный угол Константинополя (там, где городские стены выходили к Золотому Рогу) в старину назывался Влахерны. Здесь есть еще один (весьма почитаемый еще с языческих времен) священный источник, над которым в V веке построили церковь Богоматери Влахернской (Panayia Blaherna), среди местных жителей известную как церковь Источника (Ayazma Kilisesi). Она была одной из главных святынь Константинополя: здесь хранились риза (по-гречески — «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери, тайно вывезенные паломниками из Иерусалима.
Посещение церкви Богоматери Влахернской пн-вс 9.00-17.00
Самое известное из влахернских чудес связано с Россией. В IX веке, когда русы — тогда еще язычники — осадили Царьград, во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, покрывшая их своей ризой. После этого омофор погрузили в воды Золотого Рога, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи. Возможно (есть и другие версии), именно благодаря этой истории Покров (14 октября) стал одним из главных праздников русской церкви; никаких сведений о праздновании его в Византии нет.