Тогда же был разбит регулярный парк наподобие Версальского с дорожками-лабиринтами и фонтанами. В Шарлоттенбурге несколько лет жил и Фридрих Великий, дожидаясь завершения работ в другой своей резиденции - дворце Сан-Суси в Потсдаме. В 1740-1746 годах его придворный архитектор Георг фон Кнобельсдорфф приделал к зданию так называемый Новый флигель (Neuer Flügel). А завершил строительство комплекса Карл Лангханс в 1788 году - Фридрих Вильгельм II поручил ему соорудить дворцовый театр. Все в том же 1788-м все тот же Лангханс возвел Бельведер. Сейчас в овальном павильоне с потайными комнатами и балкончиком на двоих выставлена коллекция фарфора. В конце XVIII века регулярный французский парк начали заменять на английский пейзажный: вырыли новые озера, заново насыпали холмы. Выглядеть все это должно было как заросшая римская вилла: с беседками, гротами и непременным домиком отшельника - Эрмитажем. Средств не хватило только на искусственные руины. Последними работами по оформлению Шарлоттенбурга руководил Карл Фридрих Шинкель. В 1824-м Фридрих Вильгельм III поручил ему строительство небольшого летнего домика, который позже получил название Павильона Шинкеля (Schinkel-Pavillion). За образец была взята классическая итальянская вилла Кьятамоне. Во время Второй мировой войны дворец Шарлоттенбург пострадал настолько сильно, что городские власти решили взорвать руины: при катастрофической нехватке средств, царившей в послевоенной Германии, отреставрировать здание казалось невозможным. Однако Маргарет Кюн, тогдашний директор Шарлоттенбурга, добилась отмены этого решения - причем довольно эксцентричным способом. Она съехала со своей квартиры и переселилась во дворец - точнее, в то, что от него осталось. На следующий день все газеты вышли с фотографией Маргарет в кровати среди развалин - и здание в конце концов решили не трогать.
|