Здание Новых палат (Neue Kammern) Кнобельсдорф планировал как оранжерею. Но спустя 30 лет после постройки его перестроили и приспособили под дом для гостей. Стоящая неподалеку мельница (Historische Mühle) хоть и носит название "исторической" на самом деле сооружена совсем недавно - в 1980-е годы. Ее предшественница, выстроенная в конце XVII века голландцем ван дер Бошем, сгорела дотла в апреле 1945 года. А самая первая ветряная мельница появилась на этом месте еще в 1739-м, за 5 лет до того как начали возводить дворец Сан-Суси. С другой стороны от дворца стоит Картинная галерея (Bildergalerie) - почти зеркальное отражение Новых палат. Старейшее музейное здание на территории Германии до сих пор служит по назначению: среди прочего здесь выставлены полотна Караваджо, Ван Дейка и Рубенса. Парк Сан-Суси по площади больше московского ВВЦ. Главная аллея (Hauptallee) ведет мимо фонтанов к Новому дворцу. Свернуть с нее - значит почти наверняка заблудиться. Пейзажная часть, как и полагалось в английских парках, была устроена по композиционным принципам, взятым из живописи. Искусственные холмы и пригорки образовывали светотеневую конструкцию парка; с каждым шагом на них, как на театральных задниках, открывались все новые декорации - беседки, гроты, руины. Водное пространство парка рассматривалось как единый организм и использовалось в качестве основной палитры: от удваивающей берега глади (озеро, речка) до белых мазков фонтанов и водопадов. Кроме того, Кнобельсдорф придумал ложбины вдоль озера, в которых должен был собираться туман, призванный обеспечивать живописный эффект лессировки. Некоторые фрагменты парка рассчитаны исключительно на взгляд издалека - скажем, на развалины римского форума лучший вид открывается из дворцовых апартаментов (при ближайшем рассмотрении руины оказываются отдельно стоящими кусками известняка). Собственно, ради живописных видов весь парк как раз и затевался.
|