Часто здесь же находится и водоем для ритуальных омовений. В молитвенном зале направление на Мекку, куда должны быть обращены лица молящихся, указывает украшенная изразцами молельная ниша (михраб). Рядом находится кафедра (минбар), с которой имам, настоятель мечети, произносит по пятницам свои проповеди.
Во многих тунисских городах имеется окруженная крепостной стеной медина, в которой по сей день сохранилось и поддерживается традиционное устройство старинного арабского города. В медине вокруг большой, предназначенной для общей пятничной молитвы мечети расположены медресе – религиозные школы, а также суки – торговые улицы, на которых размещаются лавки и мастерские. Вблизи мечети размещаются торговцы книгами и парфюмерией, далее – портные и продавцы тканей, шорники, ткачи и на самом краю, наконец, кузнецы и кожевники. Затем расположены жилые кварталы, опять мечети и общественные бани (хаммамы). Во многих тунисских городах медины окружены стенами, и традиционная архитектура арабского города сохраняется в них до сих пор.
Оборонительные сооружения берберов
Завоевание Магриба арабами привело к вытеснению берберов из Туниса. Некоторые южнотунисские племена ушли в горы Дахара и Джебель Абиода южнее Татавина Здесь берберы строили крепости-убежища, где хранили свои запасы и где могли укрыться в трудную минуту. Эти сооружения возводились на возвышенностях. Вокруг четырехугольной площадки рядами и друг над другом, как пчелиные соты, укладывались горфы – огромные бочкообразные емкости для хранения припасов. До большинства из них нужно было добираться только по очень крутым или приставным лестницам. Такое хранилище именовалось ксар. Переход от ксара к крепости (калаа) происходил постепенно. Со временем горфы становились настолько большими что в них могли быть спрятаны не только припасы, но и люди. Обычно ниже ксара возникала деревня.