В Гуеллале изготавливаются неглазурованные сосуды для хранения продуктов, образцом для которых, несомненно, являются античные амфоры. Седуйкеш ( Sedouikech ), расположенный внутри острова на дороге, ведущей в Эль-Мей, представляет собой типичный поселок обитателей острова Джерба. Дома в нем удалены друг от друга на значительные расстояния и окружены садами и живой изгородью из опунций. Только в центре поселка они располагаются теснее, ближе друг к другу. В Эль-Мее находится одна из самых красивых мечетей острова. На первый взгляд это внушительное выбеленное известью сооружение с оконными проемами, похожими на бойницы, можно принять скорее за крепость, чем за мечеть. Мощные контрфорсы поддерживают стены центрального нефа мечети, увенчанного несколькими маленькими куполами; над мечетью возвышается минарет, напоминающий сторожевую башню. На севере острова расположен городок Эр-Риад ( Er Riadh , 63 км), ранее называвшийся Хара Сегира (Наrа Seghira ). Здесь находится самое почитаемое из культовых сооружений острова – синагога Ла-Гриба ( La Griba ). Предки проживающих на Джербе евреев, видимо, переселились на остров после разрушения Иерусалима Навуходоносором. Согласно другим легендам они бежали на запад из страха перед римлянами в 70 г. н.э. Так или иначе, во многих городах Туниса существуют иудейские общины. Раньше евреи пользовались на базарах весьма значительным влиянием, сконцентрировав в своих руках торговлю тканями и по большей части торговлю украшениями. Многие беженцы, вынужденные эмигрировать из Андалусии в результате Реконкисты, также исповедовали иудаизм. После основания государства Израиль и последующего нарастания напряженности между Израилем и арабскими государствами основная часть североафриканских евреев покинула свою родину. Осталось лишь несколько тысяч. Теперь синагога Ла-Гриба (у слова два значения: «Чудо» и «Чужестранка») представляет собой наиболее важный объект паломничества евреев на остров Джерба.
|