Более того, она проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования. Все действующие лица этой истории — божественные существа, как этого и следует ожидать в мифологическом тексте. И все они совершенно подобны людям. Центром повествования является судебный процесс между воинственнм Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным ребенком Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный процесс ведется из-за наследия Осириса — царской власти, которую Гор и Исида требуют по закону, а Сет — по праву сильного... Рассказ начинается с решения суда, которое счастливо завершает историю спора коронацией Гора в качестве царя Египта. Характерная черта концовки — появление Сета, примирившегося со своей судьбой... Поскольку решение окончательное, он охотно ему подчиняется, и его назначают к Ра... чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, грозным бойцом в солнечной ладье». Показательно, что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в которую вовлекаются многие боги. Один из мелких божков (из числа судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Подобные события затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет Сета, и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида. Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком, для чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета, затем Сет одолевает Гоа и вырывает волшебное Око. Исида на этот раз помогает сыну и Гор побеждает. Следующее соревнование — на ладьях — с помощью Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение зависит, как выясняется, не от всех этих испытаний, а от мнения Осириса, который свидетельствует в пользу своего сына Гора. Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола». Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта, где преобладают пустыни, а Гор — Нижнего. Главными священными животными Сета считались осел и свинья, а также антилопа, жираф.
|