Далее говорится о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик». В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком девятки первобогов. Мы и сейчас признаем то, что египтяне приняли сердцем пять тысяч лет назад. В божественном слове заключена вся сила Вселенной и все ее творчество. Создание мира представлено как творение словом. В «Мемфисском теологическом трактате», рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и сознание. Именно сознательная сила божественного Слова является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в весь Космос и в наш маленький мир людей. Интересно, что в гимне богу Нила Хепри Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом — Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, иногда и других богинь. Перевод слова «птах» — открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание. А то, что он плотно прикрыт — за исключением кистей рук и ступней — показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.
|