Французский археолог Огюст Мариэтт, следуя точным указаниям из текста Страбона, открыл в 1851 году в Саккара легендарный Серапеум: широкую, длинную подземную галерею с погребальными камерами. Там мумии священных быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн. В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также священными. Там же, в Саккара, есть некрополь священных птиц — ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово-черные голову и шею, синевато-серые лапы, великолепное белое оперение с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту — греческому Гермесу. После смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд. В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения.
Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила употребляли в пищу. В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол "мяукать". Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло. Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний Зигазиг), где был воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже ее убийство вело к смертной казне. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане.
ПОГРЕБЕНИЕ И МУМИФИЦИРОВАНИЕ
Искусство бальзамирования трупов и превращение их в мумии имеет божественное происхождение. Впервые его приписывали Хору, сыну Осириса и Исиды, духовно воскресившему отца.