Турбинный зал, который внутри больше, чем снаружи (за счет подземных этажей), — самая внушительная по размерам выставочная площадка в городе. То в нем светит огромное искусственное солнце датчанина Олафура Элиасона. То его занимает от края до края и сверху донизу какая-нибудь кровяная перепонка — скульптура тернеровского лауреата Аниша Капура. Далее все классифицировано по темам. (Впрочем, выставки постоянно меняются, и не факт, что все описанные ниже экспонаты провисят до вашего приезда.) В секции «Натюрморт/Предмет/Реальность» кроме Пабло Пикассо, основателя кубизма Жоржа Брака, Василия Кандинского и Роя Лихтенштайна дадаист Марсель Дюшан со своим пресловутым писсуаром «Фонтан». Писсуар считается классическим примером реди-мейда (готовое изделие, которое, согласно Дюшану, после перемещения в галерею становится произведением искусства). Но всех больше привлекает не он, а кино мощной англичанки Сэм Тейлор-Вуд: в течение нескольких дней она снимала, как загнивает натюрморт на тарелке, а теперь проматывает пленку за три минуты. В другом отсеке — шкаф с миллионом ящиков, по которым Марк Дион разложил все, что было найдено им и группой добровольцев на дне Темзы: ящик только с подошвами от ботинок, ящик только с курительными трубками, а также с зубными щетками, солдатиками, кредитными картами и т.д. Также стоит зайти в комнату с инсталляцией Майкла Лэнди — человека, который в 2001 году нанял рабочих, чтобы те разнесли в пух и прах все его движимое имущество: от пластинок Дэвида Боуи до автомобиля Saab 900. В Тейт-Модерн он при помощи жалко выглядящих фигур уборщиков и разбросанного повсюду мусора протестует против унижения и уничтожения тех, «кто больше не является активным членом общества». Под вывеской «Пейзаж/Материя/Окружающая среда» показывают главу абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока, абстракциониста Марка Ротко. В комнате Йозефа Бойса (бывший пилот люфтваффе, сбитый над Крымом и выхоженный местными жителями) — как будто слон нагадил, такие там экспонаты. Но на самом деле это «примитивные животные», а железяка над ними — их солнце.
|