Кульминация наступает в зале Рафаэля. Набор действительно впечатляющий: "Преображение", "Поклонение волхвов", "Введение во храм", "Благовещение". Это гордость папской коллекции и предмет неуемного восхищения всех просвещенных путешественников, когда-либо ступавших на римскую землю. Возможно, именно поэтому всеподавляющая эмоция от VIII зала - разочарование. Ставим галочку, идем дальше. Дальше внимания достойны: "Мадонна" Тициана, "Видение святой Елены" Веронезе, "Положение во гроб" Караваджо. Остальное можно смело пропустить.
Апрель-октябрь: пн-сб, последнее вс месяца 8.45-16.45; ноябрь-март: пн-сб, последнее вс месяца 8.45-13.45; закрыто по религиозным праздникам (календарь на текущий год на mv.vatican.va)
Вход - €10
Капитолийские музеи
Musei Capitolini) Palazzo Nuovo, Palazzo dei Conservatori, Palazzo Caffarelli, Palazzo Clementino
Piazza del Campidoglio 1 06 39 74 62 21, 06 39 96 78 00 www.museicapitolini.org
Первая в Риме (и в мире) коллекция, которую открыли для публики. Дело было в 1734 году, при Клименте XII. А основал собрание Cикст IV, двумя с половиной столетиями раньше, в 1471-м подаривший городу бронзовую Капитолийскую волчицу (зал IV) и остатки статуи Константина (его голова, ступня и рука с поднятым пальцем красуются сейчас во дворе палаццо Консерватори). С тех пор Капитолийские музеи специализируются именно на скульптуре, которой здесь за много веков образовалось поистине ошеломляющее количество. Главное, что поражает в этом музее, - изобилие и размах; под скульптуры, которых к XVI веку собрались многие сотни, Микеланджело даже спроектировал специальный дворец - палаццо Нуово (тот, что слева). Бюсты, торсы, головы - лысые, кудрявые, прекрасные, заурядные, уродливые - занимают там целые залы: отдельно императоры (без подписей - античную историю полагалось знать наизусть), отдельно философы.