Он оставил размеры внутренних помещений без изменений, так что мы и теперь можем оценить всю монументальность самых больших терм Рима. Термы были построены в 298-306 гг., во время правления императора Диоклетиана. Они вмещали до 3000 посетителей одновременно. Апсида, в которой сегодня находится вход в церковь, ранее принадлежала «теплому» отделению (caldariит). Небольшой вестибюль церкви – это бывший «бассейн для ног» (tepidarium), а собственно церковь – это огромный центральный «холодный» зал (frigidarium), из которого можно было попасть в смежные помещения. В 1702 году папа Климент XI распорядился проложить в полу 45-метровый латунный меридиан для астрономических календарных расчетов. Превосходные произведения древнего греческого и римского искусства из собрания Римского Национального музея (Museo Nazionale Romano) находятся в четырех разных местах. Музей Терм Диоклетиана (вход с Via Е. de Nicola 79) устроил экспозицию из статуй и находок долатинского периода в крестовых ходах монастыря и служебных корпусах церкви Санта Мария. А под куполом Восьмиугольного зала (Aula Ottogona), который относится к этому же музею (вход с Via Romita), особенное впечатление производят «Хозяин терм»и «Отдыхающий кулачный боец» – две оригинальные бронзовые статуи эллинистического периода (II-I вв. до н. э.), найденные в термах Константина на Квиринале. До сих пор непонятно, были ли оба эти шедевра задуманы как единая скульптурная группа. Героически-победная поза одного так же великолепна, как и мускулистое тело другого, расслабленное после недавней борьбы. Оба они – признанные сокровища мирового искусства. Болыной дворец у Терм, или Палаццо Массимо алле Терме (Palazzo Massimo alle Terme) , находится на Piazza dei Cinquecento 67. Здесь, наряду с очаровательными римскими фресками из дома Ливии (у Primaporta на Via Flaminia) и статуей Августа в тоге, приносящего жертву (с Via Labiscana), можно увидеть прелестную Антийскую девушку, а также римскую копию Дискобола Мирона, снятую с оригинала V в. до н. э., не дошедшего до наших дней.
|