Площадь Дуомо В своем нынешнем виде площадь Дуомо (piazza del Duomo) существует относительно недавно: в 1865 году ее полностью перестроили по проекту Джузеппе Менгони. В ее основании (с западного края) лежит сам собор. Именно «лежит»: если прийти сюда ранним осенним утром, когда вся площадь скрыта от глаз знаменитым миланским туманом, видны будут одни только шпили грандиозного здания, распластавшегося на белом «тюфяке». В такие моменты Дуомо особенно величествен: нет суетливых голубей, туристов и вьетнамских торговцев, закрыты кафе и магазины, туман скрадывает стук каблуков по площади. Остаются только неясные очертания готической громадины, возвышающаяся над облаком статуя Мадонны и колокольные басы. Тут уж и атеистом может овладеть религиозный восторг. Определенно, эти архиепископы и герцоги, много столетий подряд с поразительным упорством возводившие собор, знали, что делали. А когда туман рассеется, вашему взору представится панорама абсолютно правильной по форме площади. В ее западном конце – Дуомо, справа – так называемый Южный дворец (Palazzo del Sud), слева – Северный дворец с монументальной аркой Галереи Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II; см. ниже). Через галерею легко попасть на площадь Ла-Скала (piazza della Scala) и к театру Ла Скала (Teatro La Scala). А если двигаться направо, то за Южным дворцом обнаружатся два так называемых Малых дворца, построенных в 1939 году по обеим сторонам выходящей на площадь улицы Маркони (via Marconi). В центре площади на пьедестале – конная статуя короля Виктора Эммануила II, объединителя Италии, именем которого названы галерея и проспект. Монумент сделал в 1896 году скульптор Эрколе Роза, и примечателен он не столько пафосными барельефами, изображающими вступление пьемонтцев и французов в освобожденный от австрияков Милан, сколько удивительной чистотой. Голуби, покрывающие площадь и собор фактически сплошным слоем, не трогают ни короля, ни даже его лошадь: через памятник, оказывается, пропущен небольшой ток, отпугивающий птиц от национального героя.
|