Один был брошен в море, чтобы усмирить бурю, второй хранится в соборе в Монце, на третьем держалась подкова Константиновой лошади. Этот последний гвоздь был утерян, а затем обнаружен святым Амвросием в некоей кузне, выкуплен за весьма скромную плату и помещен в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде. Два дня в году (14 и 15 сентября) гвоздь выставляется на обозрение прихожан (чтобы его достать, миланский епископ поднимается к нише при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо). Все остальное время вместо гвоздя показывают один только красный луч на стене.
Все прочие скульптуры и реликвии можно обозреть в Музее Дуомо (Museo del Duomo) в левом крыле Королевского дворца. Там же экспонируются многочисленные, накопившиеся за долгие столетия строительства наброски, чертежи и эскизы, а также некоторые украшения фасада (вроде статуи Джана-Галеаццо Висконти работы Джорджо Солари, которая свалилась с одного из шпилей во время Второй мировой войны).
Впрочем, скульптуры гораздо интереснее рассматривать не в музее, а на крыше собора, откуда вдобавок открывается совершенно волшебный вид на город, а если повезет – еще и на Альпы.
Галерея Виктора Эммануила II
Площадь Ла Скала
Преодолев искушения Галереи Виктора Эммануила II, можно попасть на площадь Ла Скала (piazza della Scala), ко дворцу Марино (Palazzo Marino). Дворец этот построил в 1558 году генуэзский купец Томмазо Марино, разбогатевший на испанских госзаказах и откупе налогов. Ровно на том месте, где сейчас стоит палаццо, Томмазо повстречал венецианку Арабеллу Корнаро, в руке которой ему было вскорости отказано из-за отсутствия у него на тот момент приличного жилья. Так что пришлось Марино запустить руки в испанскую казну еще глубже и соорудить себе внушительную резиденцию.