А еще там (на древнем соборе Сан-Лоренцо) – самый большой в городе купол. Между всем этим – библиотека с миллионом книжек, тюрьма с тысячей заключенных, два канала, шестнадцать восьмиметровых античных колонн, пятьдесят сортов мороженого, пятьсот торговцев антиквариатом и полтора десятка саркофагов с останками святых.
В отличие от прочих миланских районов, которые непрерывно кто-то перестраивал и перепланировывал, территория между Маджентой и Тичинской заставой осталась фактически нетронутой века с XV. Это, конечно, не значит, что здешние дворцы и церкви никто вообще не трогал, просто в любимую миланскую игру тут начали играть гораздо раньше. Крыши Сант-Амброджо и Сан-Лоренцо тоже обваливались, но только в XII и XVI веках соответственно. И бомбежки 1943 года здесь были страшными, однако главные миланские реликвии – и «Тайная вечеря», и мозаики Сант-Аквилино, и золотой алтарь Сант-Амброджо, и античная колоннада, и даже не столь уж важные для истории бар Magenta и кондитерская Biffi – каким-то чудом сохранились.
Вокруг улицы Торино
От Дуомо веером расходятся три дороги: справа, по улице Орефичи (via Orefici), открывается вид на башню замка Сфорцеско, слева, по улице Мадзини (via Mazzini), можно выйти на не слишком-то интересную площадь у метро Missori. А вот если пойти, как поступают обычно сказочные герои, по средней дорожке, улице Торино (via Torino), можно попасть к самым интересным церквям в городе.
Ближе всего к Соборной площади – церковь Санта-Мария у Сан-Сатиро (Santa Maria presso San Satiro). Правда, для того чтобы ее отыскать, вам придется хорошенько постараться: это, наверное, самое замаскированное культовое сооружение во всем городе. Началась церковь в 876 году с небольшой часовенки в саду архиепископа Ансперто, посвященной братьям-святым – Сатиро и Амвросию. Это было очень простое сооружение: в плане часовенка представляла собой греческий крест, в алтарной части имелись три апсиды, накрытые куполами, а в промежутки между ними были втиснуты еще четыре купола поменьше.