Срочно вызванный Браманте снес первоначальную полукруглую апсиду и соорудил на ее месте огромный куб с тремя апсидами и куполом, а также прицепил к краснокирпичному зданию типично ломбардского вида портик с коринфскими колоннами. Леонардо же написал специальный надвратный медальон, изображающий Мадонну в центре и Лодовико с супругой по бокам. Супруга, кстати, вскорости померла и была похоронена здесь же, в Санта-Мария-делле-Грацие. С 1558 года здесь проходили заседания инквизиционного суда; в результате со второй половины XVI века до конца XVII в церкви шел непрерывный ремонт, результатом которого явились фрески Феррари с искушениями Христа и эпическая вещь Серано, изображающая избавление Милана от чумы Мадонной. А в конце XIX века, когда историки раскопали, что Леонардо во время работы над «Вечерей» обитал в доме Ателлани (Casa Atellani) напротив церкви, архитектор Порталуппи отрыл во дворе остатки винного погреба, по легенде, подаренного Леонардо благодарным заказчиком. Помимо самой главной миланской фрески в окрестностях Мадженты находится самый старый (и второй после Дуомо по значению) храм – базилика Сант-Амброджо (Sant’Ambrogio). Ее заложил еще сам святой Амвросий – в 379 году. Тогда, очевидно, это сооружение представляло собой всего лишь небольшую часовенку при христианском кладбище. А через 18 лет (в 397 году) Амвросий умер, и церковь посвятили лично ему. Мощи архиепископа пользовались огромной популярностью, так что довольно быстро (в VIII веке) бенедиктинцам пришлось провести первую перестройку – иначе все желающие поглядеть на реликвию попросту перестали бы помещаться. В следующем столетии архиепископ Ансперт (тот самый, что возводил у себя в саду церковь Сан-Сатиро) пристроил к базилике атриум, на колоннах которого изображена тягостная борьба Бога с дьяволом. Атриум вышел довольно просторным – настолько, что жители Милана, ища защиты от бесконечных захватчиков, бежали спасаться именно туда.
|