Вытянутая рука, которая тщится схватить облако, многое здесь объясняет. Бравура предвосхищает барокко, которое научится еще более беззастенчиво (хотя и не так гениально) манипулировать зрителем. Более раннюю живопись, которую Тициан мгновенно затмил, можно видеть в боковых апсидах. В левой - "Святой Амвросий со святыми" Альвизе Виварини (1503); в капелле Корнер (в левом торце трансепта) - еще один Виварини, Бартоломео (дядя Альвизе), - "Святой Марк на троне" (1474) в золотой готической оправе; в правой апсиде - его же полиптих 1482 года, на сей раз в оправе ренессансной. Живопись, как у всех Виварини, - мужественная и яркая вплоть до бесчувственности; хорошо видно, какое строгое табу (не только эстетическое, но и моральное) нарушил Тициан, позволив себе играть на эмоциях. В одной из правых апсид - "Иоанн Креститель", раскрашенная скульптура Донателло (1438), которая мало отвечает представлениям об авторе надоевшего "Давида". Представления придется пересмотреть: в Возрождении был и натурализм, и гротеск (мысленно приставьте Иоанну утраченный указательный палец). Величайший предшественник Тициана, Джованни Белллини, представлен в сакристии, в правом торце трансепта. Его "Мадонна со святыми" (1488) не так бравурна, как "Ассунта", но долго не отпустит; правильно было бы немного побегать между двумя шедеврами и сравнить их между собой. Возможно, Мадонна Беллини еще не знает о возможности летать? Или (теологически это, безусловно, так) она уже вознесена в золото: все, чего победоносно добивается Тициан, Беллини дается без напряжения, он уже там, куда Тициан только рвется. Но современная душа видит ценность в движении, а не пребывании, так что Тициан ей куда ближе. Из сакристии открыта дверь в следующее помещение, где находится гробница дожа Франческо Дандоло (1340) с иконоподобной живописью Паоло Венециано. Вернувшись в алтарную часть храма, вы можете пройти краткий курс венецианской надгробной скульптуры. Левую стену алтаря занимает многоярусная гробница дожа Николо Трона, один из главных памятников скульптуры Возрождения в Венеции (Антонио Риццо, 1476). Дож представлен дважды: в нижнем ярусе и на смертном одре.
|