Рядом с этой церковью - более скромная Санта-Мария- делла-Визитацьоне (Santa Maria della Visitazione, пн-вс 8.00-12.00, 15.00-19.00) с изящным ломбардским фасадом раннего ренессанса (1423). Она разграблена Наполеоном, остался только драгоценный потолок XVI века, расписанный художниками из Умбрии, но это немало: примеров искусства из центральной Италии в Венеции почти нет. Справа от входа в церковь - редчайший образец почти исчезнувших в Венеции "львиных пастей" (bocca di leone), окошечек для анонимных доносов (они использовались вплоть до наполеоновских времен). Эта была предназначена для жалоб по линии тогдашней санэпидстанции (magistrato della SanitИ). По такой жалобе виновного в неурочном выбрасывании мусора (большая проблема современной Венеции) могли и посадить. Дальше на вашем пути кафе-мороженое Nico, столь же прославленное, сколь и скромное; тут объявления об обмене квартир и высиживании кошек, тут центр социальной жизни квартала. Другая важная институция - за углом, на Fondamenta Nani: рюмочная Al Botegon, где пьют и закусывают, сидя прямо на ступеньках моста. Белая церковь Сан-Тровазо (San Trovaso, пн-сб 8.30-12.00, 15.00-18.00 )названа, как канал и находящиеся рядом мастерские по ремонту гондол (squero, с их сползшими в воду черными скользкими гондолами), в честь святых Гервасия и Протасия, на которых венецианский язык сэкономил. Теперешнее здание - рубежа XVI-XVII веков, но церковь тут стояла с древности: по преданию, она разграничивала территории двух люмпен-пролетарских кланов - николотти (приход Сан-Николо, в конце Дорсодуро) и кастеллани (приход Сан-Пьетро-ин-Кастелло, далеко на востоке). Якобы именно поэтому у церкви два одинаковых фасада - чтобы в случае браков между семьями из разных кланов гости выходили с разных сторон. Внутри церковь бесплатная и простая, даже простодушная. При этом она служит обрамлением двум выдающимся Тинторетто: "Искушению святого Антония" с ангелом, летящим вниз головой (в левой апсиде алтаря), и "Тайной вечере" (в соседней капелле). В главном алтаре еще два Тинторетто, но его руки там уже мало, в основном это сын. Рядом с "Искушением" небольшая картина, на которую не надо жалеть 50 центов на освещение: "Святой Хризогон" Микеле Джамбоно (около 1450) очаровательный, золотой, игрушечный продукт поздней "интернациональной готики".
|