Над первым престолом справа продукт корпорации "Тинторетто и сын": картина "Архангел Михаил и Люцифер борются за душу Микеле Бона". Вход на территорию Биеннале только один - в конце центральной аллеи. Выставка современного искусства проходит летом и осенью в нечетные годы, архитектуры - в четные (иногда только осенью); когда выставки нет, вход бесплатный, и павильоны стоят бесхозные, то есть днем здесь приятно погулять, а вот вечером забредать сюда не вполне безопасно. Биеннале была создана в 1895 году как консервативная выставка закомплексованных стран в пику Парижу - модные картины этого времени можно увидеть в музее Ка-Пезаро. В начале XX века построили первую группу павильонов, в национальном стиле, вдоль главной аллеи, идущей параллельно лагуне. Пышнее всех (с кадилами) открылся в 1914 году русский павильон, спроектированный Щусевым (практически Казанский вокзал), - он с правой стороны этой аллеи. Не пропустите террасу с идеальным видом на лагуну, под которой заблудилась в кустах огромная Афина, едущая на льве амазонкой (с фасада Академии художеств). К той же эпохе относятся венгерский павильон с мозаиками в стиле модерн, английский (палладианская усадьба британского дворянина в торце главной аллеи) и американский - копия поместья Джорджа Вашингтона Второй этап строительства относится к 1930-м и особенно 1950-м годам, эпохе международного модернизма (порой в несколько фашистском варианте, как в павильоне Германии). Павильон Австрии (в дальней части территории, за деревянным мостиком через канал, слева) строил гениальный Йозеф Хофман в 1934 году - это настоящая абстрактная скульптура; павильон северных стран, напротив русского, - Алвар Аалто в 1956 году (оцените пропорции крутой лестницы и дерево, встроенное прямо в дом), павильон Голландии - Геррит Томас Ритвельд (1954), а Венесуэлы - Карло Скарпа (1954). После 1968 года Биеннале приняла авангардистский оттенок, который сохраняет и сейчас. Постмодернистские времена добавили еще несколько павильонов, и почти каждый - миниатюрный шедевр; это не относится к павильону Италии, который как раз огромный и неинтересный.
|