Во-первых, только так удастся разглядеть росписи - "Страшный суд" Вазари и Дзуккари (1572-1579): с земли его видно разве что в бинокль. Фрески, правда, довольно сомнительные: флорентийцам они не полюбились изначально, а в прошлом веке вообще поступило предложение их замазать. Но забавных деталей много, особенно в самом нижнем ряду, там, где грешники мучаются в по-дантовски тщательно прописанном аду. А в третьем ряду сверху, среди избранников Божиих, нарисованы заказчик - Козимо I, оба исполнителя (Дзуккари - даже с друзьями и семейством), а также папа Лев X, французский король и германский император. И еще есть Смерть, в знак конца времен переламывающая об колено косу, Время, разбивающее песочные часы, и куча прочих жутковатых подробностей. Во-вторых, любопытно посмотреть, как устроен знаменитый купол изнутри. Его грандиозные размеры особенно впечатляют после того, как проведешь пару десятков утомительнейших минут, карабкаясь по высоченным ступенькам между двумя стенками. А в-третьих, сверху открывается совершенно волшебный вид во все стороны, вполне вознаграждающий за потраченные усилия и пролитый пот. Между прочим, помимо вида и всемирной славы, хитроумные флорентийцы умудрились извлечь из своего купола еще и чисто практическую пользу. В 1475 году астроном Паоло Тосканелли додумался приспособить его под инструмент для измерения положения Солнца. У южного окна, на высоте 90 метров, он прикрепил бронзовую пластинку с дырочкой посередине, а слева от главного алтаря, в полу капеллы Санта-Кроче (той самой, где Лоренцо Великолепный укрывался во время заговора Пацци) сделал линейку с делениями, куда отражение солнечного диска попадает ровно 2 месяца в году, с конца мая по конец июля. Этот прибор (под названием гномон) местные астрономы использовали до конца XIX века, пока пластинку не сместили несведущие реставраторы. Больше никаких шедевров всемирного значения на площади, к счастью, нет: а то всем, кто приезжает во Флоренцию, так и пришлось бы проводить на ней целые дни, задрав головы в попытках разглядеть какую-нибудь особо неудобно расположенную достопримечательность вроде статуй Донателло на так называемой Миндальной (северной) соборной двери.
|