"Геркулес и Какус" (Ercole e Cacco) Баччо Бандинелли, стоящие справа от входа в палаццо Веккьо, примечательны только тем, что загораживают плоский камень с нацарапанным на нем человеческим профилем. Стену, по легенде, испортил Микеланджело: он поспорил, что сможет высечь портрет (в данном случае - преступника, которого собирались вешать на площади), повернувшись к изображению спиной. Про фонтан Нептуна, который Бартоломео Амманати сделал к бракосочетанию Франческо I (1570), современники немедленно сложили песенку: "Амманати, Амманати, сколько мрамора ты истратил!" ("Ammannati, Ammannati, quanto marmo hai sciupato!"). Единственная отрада - свежеотреставрированный "Персей" Бенвенуто Челлини (1545-1554), который (редкий случай - в оригинале) выставлен на всеобщее обозрение в лоджии Ланци. По легенде, в завитушках Персеева шлема Челлини запрятал свой автопортрет. Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi), где стоит Персей, построили для торжественных собраний и публичных церемоний (архитекторы Андреа Орканья, Бенчо ди Чионе и Симоне Таленти) и окрестили поначалу лоджией Синьории. Однако Козимо I, который не упускал ни одного случая продемонстрировать свое презрение к республиканским традициям, разместил там своих наемников-ландскнехтов (по-итальянски они именовались lanzinecchi, от lanza - "копье", отсюда и название лоджии). А в 1583 году ее и вовсе превратили в балкон, откуда владетельный герцог и его придворные могли с комфортом наблюдать за происходящими на площади церемониями. А чтобы солнце не напекало, на крыше устроили великолепный висячий сад (от которого, увы, решительно ничего не осталось). Помимо бронзового Персея, в лоджии Ланци выставлено некоторое количество мраморов - в частности, "Похищение сабинянок" Джамболоньи (мужская фигура с девушкой наперевес) и "Менелай с телом Патрокла" (позднеримская вариация на ту же тему, но с однополыми персонажами). Слева от лоджии, где расставленные как попало скульптуры может потрогать руками любой прохожий, располагается куда более серьезный музей - галерея Уффици (Galleria degli Uffizi, 1560-1580, Джорджо Вазари, Альфонсо Периджи и Бернардо Буонталенти).
|