Впрочем, сам фасад, представленный в проекте Брунеллески, комиссия по строительству собора все равно отвергла. Главные архитектурные изыски - внутри. Санто-Спирито - первая базилика, в которой не предполагалось никаких инородных дополнений в виде богато отделанных частных капелл: 38 капелл Санто-Спирито были спроектированы заранее, причем все 38 - абсолютно одинаковые. Главный алтарь тоже не предусматривался, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн. Слева от входа в церковь - бывшая монастырская трапезная. Одно время там размещалось автобусное депо, а после войны устроили маленький музей средневекового искусства. Состоит он из коллекции неаполитанского антиквара Сальваторе Романо и называется, соответственно, Фонд Сальваторе Романо (Fondazione Salvatore Romano). Главные экспонаты - "Распятие" и "Последняя вечеря" Андреа Орканья (1360), пара барельефов Донателло, а также "Мадонна с младенцем" Якопо делла Кверчиа. Фонд Сальваторе Романо Piazza Santo Spirito 29 вт-пт 10.00-13.30, сб-вс 8.00-13.00 Вход - €2,071 На самом деле провалу грандиозных прожектов Брунеллески можно только порадоваться: вместо одной (пусть даже очень эффектной) площади здесь осталось множество симпатичных улочек и занятных палаццо. Одно из них палаццо Манетти (Via Santo Spirito 27), которое в XVIII веке занимал cэр Хорас Манн, посол Великобритании при тосканском дворе. В его резиденции рано или поздно оказывались и все сколько-нибудь знаменитые поэты и дипломаты, и бесчисленные английские туристы, которые стаями обрушивались в те времена на Италию. Любознательные англичане отколупывали на память куски мрамора от античных храмов, а заодно приучали местных рестораторов к своим вкусам: так возник, например, пресловутый "бифштекс по-флорентийски". Многие, сраженные неслыханной красоты и дешевизны, даже оставались в Тоскане насовсем. Причем во всех смыслах: пришлось учреждать специальное английское кладбище - оно и поныне сохранилось на площади Донателло (Piazzale Donatello).
|