С 1840-х идеей снести стену был одержим весь город, но своего — то есть королевского разрешения на снос — барселонцы добились только в 1854-м. Потом должно было пройти еще пять лет, прежде чем был проведен конкурс и определен план расширения (что в переводе с каталонского и означает слово eixample) Барселоны. В результате все пространство, отделявшее Старый город от Грасии и прочих поселков, застраивалось одновременно и по одному проекту, разработанному инженером Ильдефонсом Серда. Регулярность уличного плана нарушается лишь двумя магистралями, пересекающими эту сетку по диагонали: одна из них так и называется — Диагональ (Diagonal), вторая, якобы совпадающая с Парижским меридианом, так и называется — Меридиана (Meridiana). Вообще, названия улиц в Эщампле — отдельная история, проект столь же концептуальный, как и план но-вого города. Модный поэт Виктор Балаге, которому поручили окрестить улицы, превратил Эщампле в ностальгический памятник былому величию Каталонии: навсегда утерянные владения (Арагон, Валенсия, Майорка, Прованс, Руссильон, Сицилия, Сардиния, Корсика, Неаполь, Калабрия…), графские династии (Борель, Уржель), отнятая власть (кортесы, Депутация, Совет ста), поэты, полководцы, адмиралы… Даже и сейчас барселонец, рассчитывая, как лучше подъехать к нужному месту (движение на большинстве улиц в Эщампле одностороннее), повторяет урок родной истории: то ли свернуть на Брук, а оттуда направо, то ли — на Руже-де-Льюрия, а затем налево. Состоятельные барселонцы не замедлили освоить новые пространства, оставив переполненный Старый город беднякам, которые владеют им до сих пор. А вместе с буржуа Эщампле осваивали архитекторы-модернисты, презиравшие, как и их заказчики, скучный план Серда и тем пуще старавшиеся расцветить его однообразие как можно более экстравагантными сооружениями. Именно в Эщампле сосредоточено боль-шинство самых примечательных образцов модернизма: Саграда-Фамилия, дом Батльо и Педрера Гауди, больница Святого Павла и дом Льео-Мурера Думенека-и-Мунтане, дом Аматлье и «Дом с шипами» Пуча-и-Кадафалка — плюс сотни построек менее известных мастеров.
|