В картине «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года» запечатлена кровавая расправа французских захватчиков с народным восстанием в 1808 году. А «Маха одетая» и дополняющая её«Маха обнажённая», напротив, полны чувственной радости (очерк о жизни Гойи и его значении в истории искусства см. ниже). Вершиной маньеризма (завершающей фазы Ренессанса) в испанской живописи считается творчество критянина Доменико Теотокопулоса (Domenikos Theotokopoulos) по прозваниюЭль Греко (1541–1614). В своём творчестве, стиль которого формировался главным образом в Толедо, он обращается к жанру портрета и религиозным сюжетам: например,«Поклонение пастухов», «Портрет аристократа» и «Воскресение». Среди исторических картин выделяется «Защита Кадиса от англичан» (1625) работы Франсиско Сурбарана (1598–1664), где в величественных фигурах генералов перед решающей битвой прекрасно переданы их индивидуальные черты. Итальянская живопись: Из числа итальянских картин особого внимания заслуживают картины «Благовещение» Фра Анджелико (ок. 1400–1455), «Давид побеждает Голиафа» – шедевр Караваджо (1573–1610) в технике кьяроскуро (светотени) – и картина Якопо Тинторетто (ок. 1518–1594) «Омовение ног» с тщательно выстроенной перспективой. «Император Карл V в Мюльберге» – одно из известнейших произведений Тициана (1477–1576), любимого художника испанского монарха, главы венецианской школы живописи эпохи Возрождения. «Портрет кардинала» показывает, что Рафаэль (Раффаэлло Санти, 1483–1520) был не только мастером религиозной живописи («Святое семейство с ягнёнком»), но и превосходным портретистом. К лучшим картинам Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479) относится «Пьета», в которой мёртвый Христос, поддерживаемый плачущим ангелочком, производит столь же сильное впечатление, как и сицилийский ландшафт на заднем плане.
|