Вдоль бокового фасада мечети, которой пользуются мусульмане южной части Никосии, вы дойдёте до улицы Патриарх-Грегориос-Стрит (Patriarch Gregorios Street), где стоит дом Драгомана, или Дом Хаджи Георгакиса Корнесиоса (Hadji Georgakis Kornesios) , как он называется официально. Это лучший пример городской архитектуры старой Никосии за последнее столетие османского господства. Хаджи Георгакис Корнесиос был драгоманом («переводчиком») на Кипре в период между 1779/1780 и 1805 гг. Это был высший светский пост, который мог тогда занять грек. В то время как архиепископ заботился о духовном и земном благополучии кипрских греков, драгоман был посредником при османских властях, собирал налоги и занимался другими управленческими делами. С улицы этот дом с толстыми стенами и зарешёченными окнами похож на крепость. Но это впечатление обманчиво. По ту сторону стен открываются колоннады и внутренний двор типичной городской виллы той эпохи, где на цокольном этаже размещены подсобные и служебные помещения, в бельэтаже – жилые комнаты, а в саду – частная турецкая баня (хамам) с подогревом полов. Комнаты меблированы в стиле больших городских домов начала XX века. Длинный коридор ведёт к богато украшенному дивану (гостиной), единственному сохранившемуся на Кипре с тех времён. По Никифорос-Фокас-Авеню (Nikiphoros Phokas Avenue), мимо бастиона Подокатаро (Podocataro) с выразительной группой статуй, которая изображает «Освобождение Кипра», можно выйти к воротам Фамагусты . После реставрации внутри них расположился культурный центр. Если двигаться вдоль насыпи по улице, которая названа в честь Афины (Athena Avenue), а затем опять углубиться внутрь города у площади Короля Георга II (King George II Square), вы попадёте в квартал Хрисалиниотисса. Его характерные дома из кирпича-сырца с заметно выступающими эркерами сейчас поставлены на ремонт. Своё название квартал получил от самой старой из византийских церквей – церкви Хрисалиниотисса (Khrysaliniotissa) («Богоматери Золотого Льна»). Это прекрасное сооружение с куполом построено, видимо, при царице Елене Палеолог. В нём хранится немало достойных икон, некоторые из них – XIV века.
|