ИСКУССТВО. АРХИТЕКТУРА Первобытное искусство. Эпоха неолита оставила нам загадочные мегалитические камни — отдельно стоящие менгиры, дольмены и целые аллеи ведущих в никуда мегалитических камней (бретонский Карнак). Римская Галлия. Римляне научили галлов строить из камня. В городах по всей стране появились построенные по римским образцам амфитеатры (Париж, Оранж, Ним), храмы (Квадратный дом в Ниме), термы (Париж), триумфальные арки, украшенные фресками и мозаиками дома знати. Между городами протянулись акведуки (Гардский мост в Провансе). Эпоха Меровингов. После принятия христианства в IV в. н. э. в церковной архитектуре соединились черты античного, варварского и раннехристианского строительного искусства и техники. Постепенно вырабатывается тип бази- ликального храма с планом в виде латинского креста. От этого периода во множестве сохранились крипты — небольшие, преимущественно подземные, сооружения над могилой святого или христианской реликвией, над которыми позднее возводились романские и готические храмы (Жуарр). Появились и первые баптистерии (Пуатье). Эпоха Каролингов. В архитектуре конца VIII — X вв. заметно усложнились размеры и формы зданий. Наиболее значительными сооружениями славилась столица империи Карла Великого Ахен (тогда называвшийся Экс-ла-Ша- пель). Тронный зал императора не сохранился, но дворцовая капелла (805) существует почти полностью в своем первоначальном облике. Центрическая в плане, она представляет собой массивный каменный многогранник, пере-крытый куполом на тяжелых арочных конструкциях. Романская архитектура (Х-ХИ вв.). Для романского (т. е. использующего римскую каменную сводчатую конструкцию) стиля характерно существование множества региональных школ и направлений — романские архитектурные памятники Бургундии, Оверни, Прованса или Нормандии, несмотря на стилевую общность, легко различимы.
|