Это ажурные лестничные башни, орнаментальные фантазии резных окон, высокие кровли и строгие колоннады. На смену анонимному мастеру-каменщику Средневековья приходит архитектор: имена Фи- либера Делорма, Пьера Леско, Андруэ Дюсерсо составляют славу французской архитектуры эпохи. Эпоха классицизма (XVII). Чувство меры и строгость стиля отличают постройки Ж. Лемерсье, одного из основоположников классицизма во французской архитектуре. Первый архитектор Людовика XII и архитектор Лувра, он строил в Париже церковь Валь-де-Грас, в которой угадываются итальянские черты: в ярусном членении фасада, выделении центрального выступа с колоннами и треугольным фронтоном. Ф. Мансар обладал чувством пропорций и вкусом к ясным членениям; широко используя архитектурный ордер, он стремился к симметрии и гармонии (Мезон-Лаффит, Блуа). Л. Лево (дворец в Во- ле-Виконт) чутко уловил стремление к созданию стиля, отражающего блеск и величие империи "короля-солнце". Это стремление воплотилось в архитектуре нового дворца в Версале, где с Лево работал и Ж. Ардуэн-Мансар: грандиозные объемы, четкий ритм горизонтальных и вертикальных членений, использование античного декора. Та же идея идеального порядка лежит в основе регулярного парка Версаля, созданного А. Ленотром. Рококо (1715-1750). Мастера рококо сохраняют классические принципы композиции в экстерьере (симметрия фасада, увенчанный фронтоном центральный выступ), но гораздо более свободно используют архитектурный декор. Рокайльная архитектура — это, в первую очередь, частные особняки (отели), в которых парадные анфилады уступают место камерным салонам, будуарам и кабинетам, где стены обшиты драгоценными породами дерева, украшены зеркалами, изящной лепниной и позолотой (особняки Субиз. Мати- ньон, Лассе в Париже). Неоклассицизм. Архитектура неоклассицизма — это отказ от дробных форм и прихотливой игры орнамента и возврат к простоте стиля и торжественной монументальности. За основу вновь берутся античные образцы, предпочтение отдается строгому дорическому ордеру. Возводятся городские ансамбли (площадь Согласия в Париже, 1770, арх. Ж.-А. Габриэль), величественные храмы (Пантеон в Париже, 1780, арх. Ж. Суффло), общественные здания (театр в Бордо, 1780, арх. В. Луи).
|