ЖИВОПИСЬ Доисторический период. Своеобразными музеями первобытного искусства во Франции стали пещеры, где сохранились наскальные изображения животных и сцен охоты, а также были найдены фигурки животных из глины, дерева, слоновой кости (знаменитые пещеры Монтеспан, Ласко. Фон-де- Гом). Эпоха Каролингов. Монументальная живопись эпохи практически не сохранилась. Хотя известно, что в это время мозаики и фрески украшали стены дворцов и храмов (фрески крипты Сен-Жермен в Осере, ок. 850). Наиболее яркое воплощение изобразительное искусство этой эпохи нашло в книжной миниатюре. В живописных мастерских Ахена ("Евангелие Ады"), Реймса ("Евангелие епископа Эбо"), Тура ("Библия Вивиана") украшали миниатюрами библейские тексты для духовных и светских властителей. Романская живопись (Х-ХИ). Монументальные фресковые циклы дошли до наших дней в основном фрагментарно. Центральные произведения эпохи — росписи церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, капеллы в Берзе-ла-Виль. Количество мастерских-скрипториев, в которых работали художники-миниатюристы, в романскую эпоху заметно выросло. Как и в архитектуре того времени, каждая живописная школа обладала неповторимым своеобразием. Иллюстрировались жития святых, Апокалипсис, Библия. Нельзя не упомянуть редкий па-мятник светского искусства — вышитый ковер из Байе (1066-1077), на котором на почти семидесятиметровой ленте изображена история завоевания Англии норманнами. Готическая живопись (XII—XV). Вместо фресок в эпоху готики теперь витражи выполняли главную функцию монументальной живописи — иллюстрировать события, описанные в Библии (собор в Шартре). Рукописная книга проникла в широкие аристократические, университетские, ремесленные слои: миниатюрами украшались рыцарские романы, учебная литература, небольшого формата молитвенники для мирян — часословы. На страницах рукописных книг появился растительный орнамент, бордюры, жанровые сценки. Художников XIV в. Ж. Пюселля, Жакмара Эсденского привлекало изображение пейзажа, архитектурных кулис, светотеневая моделировка.
|