Вершина поздне- готической живописи — миниатюры братьев Лимбургов, работавших для герцога Беррийского. Новым видом искусства становится станковый портрет ("Портрет Иоанна Доброго" из Лувра). Получает распространение светская монументальная живопись (фрески Папского дворца в Авиньоне, ок. 1345). Эпоха Возрождения (XV-XVI). На волне национального подъема после окончания Столетней войны выразителем новых устремлений эпохи выступил придворный живописец Жан Фуке (1420-1480). Его искусство — единственный пример состоявшегося Возрождения во Франции XV в. Среди созданных им шедевров — "Часослов Этьена Шевалье", портреты Карла VII и канцлера Жана-Жювеналя Дезюрсена, алтарные картины. "Ренессансом сверху" стала художественная политика Франциска I в начале XVI в., когда ко двору короля пригласили итальянцев Россо и Приматиччо, а Фонтенбло стал проводником новых итальянских вкусов. Придворные портретисты Жан и Франсуа Клуэ, Корнель де Лион создали замечательную галерею портретов своих современников. Живопись XVII в. Первый живописец Людовика XIII Симон Вуз (1590-1649) писал религиозные и мифологические картины для дворцов и церквей в манере эффектно-театральных приемов официального искусства. Придворный живописец Ш. Лебрен (1619-1690) сыграл решающую роль в учреждении Королевской академии живописи и скульптуры. Он также создавал картоны для ковров и эскизы ювелирных изделий, был талантливым декоратором. Художника-философа. эрудита и интеллектуала Николя Пуссена (1594-1665) в мифологических и исторических событиях привлекали человеческие достоинства и нравственные стимулы действий ("Царство Флоры", "Великодушие Сципиона", Танкред и Эрминия"). Самобытный мастер Жорж де Латур (1593-1652) работал в Лотарингии в тяжелые времена Тридцатилетней войны. В его картинах много простоты и жестокой жизненной правды ("Рылейщик", "Мученичество св. Себастьяна"), но в них звучит и мотив глубокого сочувствия и сострадания ("Поклонение пастухов", "Новорожденный"). Картины братьев Пенен посвящены совершенно новой для эпохи теме — повседневной крестьянской жизни ("Трапеза крестьян", "Семейство молочницы", "Посещение бабушки"). Их персонажи полны уверенного покоя и сдержанного достоинства.
|