Живопись XVIII в. Николя Ларжильер (1656-1746), Гиацинт Риго (1659-1743) успешно работали в жанре парадного портрета. Антуан Ватто (1684-1721) жил в Париже в среде актеров итальянской комедии, поэтов и музыкантов. Свободный от академической регламентации жанров, художник создает совершенно особый поэтический мир, своего рода живописный театр: пейзажи, маскарады, праздники в парках ("Паломничество на остров Кифера", "Общество в парке", "Жиль"). Франсуа Буше (1703-1770) и Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) пишут галантные или буколические жанровые сцены в духе времени ("Триумф Венеры", "Венера и Вулкан", "Качели", "Вдохновение"). В камерном искусстве пастели работает портретист Морис Кантен де Латур (1704-1788), а Жан Батист Симон Шарден (1699-1779) пишет натюрморты и семейные и домашние сцены, проникнутые одухотворенным лиризмом ("Ребенок с волчком", "Утренний туалет", "Атрибуты искусств"). Живопись XIX в. В начале века идеалом художников романтизма станут драматические коллизии и накал человеческих страстей: Теодор Жерико ("Плот "Медузы"), Эжен Делакруа ("Резня на Хиосе", "Свобода, ведущая народ"). Романтики пробудили интерес к действительности, и следующее поколение художников обращается к жанру пейзажа: Камиль Коро ("Собор в Шартре", "Мост в Нарни"), барбизонцы (Теодор Руссо, Нарцисс Диаз де ла Пенья, Шарль-Франсуа Добиньи). Жан-Франсуа Милле вводит в искусство нового героя — крестьянина за работой ("Сборщицы колосьев", "Сеятель"). Объектом сатиры Оноре Домье, первоклассного портретиста и импровизатора, становятся социальные основы буржуазной монархии ("Законодательное чрево"). Новую реальность утверждает и Гюстав Курбе ("Мастерская", "Похороны в Орнане"). В 1860-х гг. Эдуард Мане ("Завтрак на траве", "Олимпия", "Музыка в Тюильри") повел за собой будущих импрессионистов. Выставкой 1874 г. они отстаивали свободу творчества, пленэр и технику разложения красочного пятна (Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар). В стороне от основной группы находился реформатор живописного пространства Эдгар Дега. Неоимпрессионисты, или пуантилисты (Жорж Сера и Поль Синь- як), опирались на достижения современной науки; символисты (Пюви де Ша- ванн, Гюстав Моро. Одилон Редон), напротив, встают на путь отвлеченных стилизаций и фантазий.
|