Облик парижской Belle Epoque конца века блестяще передал в живописи и графике Анри де Тулуз-Лотрек. Последнее поколение художников-постимпрессионистов (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Поль Го- ген) искало объект искусства вдали от испорченного цивилизацией города и общества и во многом открыло дорогу мастерам следующего столетия. Живопись XX в. Живопись 1900-1920 гг. дала начало всем будущим художественным течениям и коллизиям века. Первыми выступают "фовисты" (дикие) — Анри Матисс, Андре Дерен. Рауль Дюфи, Кис Ван Донген, провозгласившие полное раскрепощение цвета и отказ от символического содержания. Матисс — единственный, кто останется до конца жизни верным избранному пути. Одновременно художники Парижской школы, объединившей мастеров разных национальностей — Марк Шагал, Хаим Сутин, Амедео Модильяни — обращаются к легендам и сказкам, создавая исполненные меланхолии и лиризма портреты. У истоков кубизма, который стал точкой отсчета для всей современной живописи, стоят Жорж Брак и первопроходец современного искусства Пабло Пикассо. Разлагая форму в портрете, пейзаже и любимом ими натюрморте, они полностью изменили представления об искусстве. Следом за ними идут Робер Делоне, Хуан Грис, Фернан Леже. Движение "да- да" (Андре Бретон, Ханс Арл, Тристан Тцара) предвосхитило появление сюрреализма (Рене Магритт, Поль Дельво, X. Арп). После того как кубисты обозначили разрыв с традиционным способом изображения человека и прост-ранства, появление абстракционизма (нонфигуративной живописи), одной из важнейших форм выражения в искусстве XX в., стало закономерным. Среди его более поздних проявлений — оп-арт (Виктор Вазарели). Живопись второй половины века продолжает существовать, балансируя между абстракцией и реальностью. СКУЛЬПТУРА Эпоха Каролингов. Во времена правления Карла Великого любимым материалом резчиков была слоновая кость. Сохранилось множество окладов рукописных книг, представляющих собой плоские пластинки, украшенные рельефами со сценами Страстей Христовых. Романская скульптура (X-XII). Скульптура вновь появляется во Франции сначала на юге, где сохранились античные памятники (Сен-Сернен в Тулузе).
|