Пластический декор сосредоточен на фасадах (портал над входом, где главенствует тимпан со "Страшным Судом" или "Христом во славе"). Главные памятники эпохи — порталы в Сен-Пьер в Муассаке, Сен-Лазар в Отене, Сент-Мадлен в Везле, позже — провансальские порталы Сен-Трофим в Арле и Сен-Жиль дю Гар. Готическая скульптура (XII—XV). Круглая скульптура и архитектурный декор готики отражают нарастающее стремление искусства к натурализму, к индивидуализации трактовки человеческой фигуры и лица. Статуи-колонны на порталах готических соборов становятся все более живыми и выразительными ("Улыбающийся ангел" в Реймсе). В связи с ростом культа Богоматери для тимпана над порталом все чаще выбирают сцену "Коронования Марии" (Санлис). В декоре интерьеров используется мелкая пластика (драгоценные статуэтки Богоматери), а также надгробная скульптура (надгробия французских королей в Сен-Дени). Скульптура Возрождения (XV-XVI). Новая итальянская манера появляется во Франции на рубеже XV-XVI вв. в надгробной пластике [М. Коломб) и в архитектурном декоре (замки Луары). В стилистике школы Фонтенбло работает П. Бонтан (надгробие Франциска I, урна с сердцем Франциска I). Классика французского Возрождения Ж. Гужона отличает прекрасное знание античности, благородство и чистота линии и моделировки (рельефы фонтана Невинных и алтарной преграды Сен-Жермен-л'Оксеруа в Париже). С одинаковым мастерством и утонченной грацией исполнял свои произведения в мраморе, бронзе или керамике Ж. Пилон (надгробие сердца Генриха II, скульптура для ротонды Валуа). Скульптура классицизма (XVII в.). Два наиболее ярких представителя "версальского" классицизма — Ф. Жирардон и А. Куазево. Оба работали под покровительством Людовика XIV, украшали аллегорическими и мифологическими статуями и скульптурными группами парк и дворец Версаля, исполняли заказные портреты. Скульптура XVIII в. В начале века в скульптуре преобладает барочный стиль (фонтан Нептуна в Версале братьев Адан, "Лошади Марли" на площади Согласия Г. Кусту). Ближе к середине столетия Э. Бушардон возвращает скульптуру в классическое русло (фонтан "Времена года" на улице Гренель, конная статуя Людовика XV). Ж.-Б.
|