Собор Парижской Богоматери построен на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. В древности это место считалось священным. Епископ Морис де Сюлли задумал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 г. папа Александр III заложил первый камень в основание будущего храма. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 г. В 1196 г. храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Башни возведены во второй четверти XIII в. В средневековом городе собор являлся центром общественной жизни. Вокруг него теснились лавки и ларьки, в которых торговали всякой всячиной. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы — послушать новости. Здесь устраивались танцы, шествия ряженых и театральные действа. В соборе укрывались от опасности жители окрестных деревень со своим немудрящим скарбом и даже со скотом. В соборе профессора читали лекции студентам, прерываясь на время богослужений. Здесь, собственно, зарождалась Сорбонна — ведь именно отсюда увел на левый берег Сены своих учеников талантливый учитель Пьер Абеляр, любовная история которого сродни истории о Ромео и Джульетте. В годы революции собор сильно пострадал — воинственная толпа снесла головы библейским царям на фасаде, приняв их за французских королей. Головы обнаружены при раскопках в 1977 г. и помещены в Музей средневекового искусства Клюни. Собору угрожало полное разрушение. В 1841-1864 гг. была произведена капитальная реставрация собора, и к середине XIX в. вид храма значительно отличался от того, который видели парижане в XIII в. Исчезли 11 ступенек лестницы, которые вели в собор, не стало нижнего ряда статуй в нишах порталов и верхнего ряда статуй, украшавших галерею. Перед фасадом появилась существующая ныне площадь. Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина составляет 130 м, высота башен — 69 м. Собор богато украшен скульптурами, которые объединяет общий сюжет — история человечества от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур, в том числе 28 статуй галереи Королей, — копии XIX в., т.к. оригиналы были разбиты в годы французской революции.
|