На месте, где стоит дворец Шайо (Palais de Chaillot), Наполеон хотел возвести дворец для своего сына, провозглашенного Римским королем. Но проект не удался, а в 1878 г., перед Всемирной выставкой, здесь воздвигли дворец Трокадеро. К выставке 1937 г. его разрушили и выстроили новый — Шайо. Дворец образуют два огромных павильона, которые расходятся дугами на север и юг, а в центре объединены подиумом со статуями. Отсюда начинается ансамбль террас, лестниц, садов с каскадами и фонтанами, спускающийся ступенями к Сене. Во дворце располагаются 3 музея: антропологический (музей Человека), Военно-морской (музей Флота) и Городок архитектуры и национального и культурного наследия, французская синематека и Национальный театр Шайо. От парка Трокадеро через Сену мост д'Иена (pont d'Iena), сооруженный Наполеоном в честь победы над Пруссией в 1806 г., ведет к Эйфелевой башне (Tour Eiffel, ежедн. 9.30-23.00, июль-авг. 3.00-00.00) — символу Парижа, самой посещаемой достопримечательности города. Перед Всемирной выставкой 1889 г. правительство решило поразить воображение современников сооружением, которого мир еще не видел: незадолго до выставки рекорд высоты поставил Вашингтонский обелиск (толстое каменное бревно) — 175 метров. Но Гюстав Эйфель выдвинул проект 300-метровой железной башни, которая должна была по высоте превзойти все построенные до нее сооружения. Первые сведения о башне, просочившиеся в печать, насторожили парижскую публику. К директору предстоящей выставки обратилась группа деятелей искусства с манифестом «Работники искусств против башни Эйфеля», в котором сторонники традиционного облика Парижа выразили негодование по поводу проекта возведения «чудовищной и бесполезной» Эйфелевой башни. Директор убрал документ, как говорится, «под сукно», и работы на площади Марсова поля начались. На первоначальных эскизах башни Эйфель предусматривал статуи и фигурные украшения, но в осуществленном варианте остались только декоративные арки над четырьмя проемами. По окончании выставки башню планировалось разобрать, и спасло ее появление радио. На верхнем этаже разместили антенну для радиовещания, а затем и телевизионную. Спустя годы страхи творческой интеллигенции забылись. Даже Ги де Мопассан, рьяный противник башни, нашел оригинальный способ прятаться от «безобразного скелета»: писатель обедал в ресторане, находившемся на… самой башне. «Это единственное место в Париже, где я не вижу ее», — говорил Мопассан.
|