ВЕСЬ МИР в кармане
Туристический портал
Главная Страны Города Новости Форум Реклама Вход


Отзывы о Сергиев Посаде

Сергиев Посад » Отзывы о Сергиев Посаде ДОБАВИТЬ ОТЗЫВ

Окрестности Сергиева-Посада - городок Радонеж
В окрестностях Загорска расположено несколько памятных мест, к числу которых относится село Городок, известное в прошлом под названием Радонеж. Радонеж, предположительно, был основан в XI веке в ходе заселения славянскими племенами Волго-Окского междуречья. Согласно довольно поздней легенде, в первые века существования поселения на соседнем с. ним холме находилось языческое капище, посвященное Белому богу. Вероятно, под этим названием скрывалось имя Даждьбога, олицетворявшего в верованиях славян солнечный белый свет. 
В последней трети XIII века в Северо-Восточной Руси появилось новое Московское княжество. На начальном этапе своего существования оно занимало среднее течение Москвы-реки, а также верховья Клязьмы и Вори с главными притоками  последней — Торгошей и Пажей. Радонеж, стоявший на левом берегу Пажи, был одним из пограничных пунктов древнейшей территории Московского княжества. 
В начале 1330-х годов в Радонежскую «весь» переселилось несколько семей из Ростовского княжества, привлеченных обещаниями «льгот и ослаб». Среди переселенцев была семья обедневшего боярина Кирилла, оставившая значительный след в церковной и политической истории XIV века. Боярин вместе с женой основал Покровский монастырь на Хотькове в верховьях Пажи, первый в Радонежской земле. Его старший сын Стефан стал игуменом столичного Богоявленского монастыря и духов­ником великого князя Семена Ивановича. Федор, сын Стефана, был некоторое время духовником Дмитрия Ивановича Донского и умер в сане архиепископа Ростовского. Второй сын боярина Варфоломей, известный больше под именем Сергия Радонежского, основал Троицкий монастырь на речке Кончуре и еще несколько монастырей за пределами Радонежской земли. Кроме того, он принимал активное участие в борьбе московских князей с другими князьями Северо-Восточной Руси и монголо-татарами. 
Согласно духовной грамоте Ивана Калиты Московское княжество было разделено между его тремя сыновьями и женой. С 1340 по 1456 год, то есть свыше века, Радонеж входил в состав того или иного удела. Лишь в 1410— 1426 годах он был столицей самостоятельного княжества. 
К этому времени Радонеж из села превратился в городок. В излучине Пажи была возведена земляная крепость, часть валов которой сохранилась до настоящего времени. К северо-востоку от крепости, на месте современного села, располагался посад. Его жители занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством, кузнечным и гончарным ремеслами. В пределы земель городка входили пахотные поля, три речки, несколько оврагов с запрудами и небольшие участки леса. Рядом с городком проходила оживленная Переславская дорога. Вероятно, не без поддержки и стараний князя Андрея Радонежского в 1422 году был канонизирован основатель Троицкого монастыря. Перед смертью князь пожаловал монастырю три села, за что был погребен в юго-западном углу Троицкого собора. От рода Андрея Радонежского до наших дней дошел серебряный ковчег с накладными литыми золочеными изображениями деисуса и святых, представленный в экспозиции музея. 
С 1456 года Радонеж вновь входит в состав великого княжения. В начале XVI века он стал центром одноименного уезда, состоявшего из четырех волостей, которые широкой полосой протянулись вдоль Вори и ее притоков. В это время проводилось строительство новой Переславской дороги. Одновременно вдоль нее была устроена сеть ямских станций. В 1520-е годы построили ям в Радонеже. Несколько ямщиков обслуживали участок дороги между реками Учей и Дубной, поставляя подводы и проводников великокняжеским посланцам. 
В связи с общим хозяйственным упадком центра страны в 70—80-е годы XVI века, вызванным опричниной и Ливонской войной, Радонеж к концу века превратился в рядовое поселение. В ходе событий Смутного времени начала XVII века он был полностью разорен, часть его населения разбежалась, другая погибла в ходе осады Троицкого монастыря. 
В 1616 году запустевшее поселение царь Михаил Федорович пожаловал Троице-Сергиеву монастырю. При этом Радонеж был пожалован без какой-либо просьбы со стороны монастырских властей. Факт сам по себе уникальный для царствования Михаила Федоровича. Но примечательно также то, что в адресате грамоты вместо архимандрита, келаря и братии был указан основатель монастыря. Причиной столь необычного дарения, вероятно, явилось неустойчивое положение царя в связи с продолжавшейся польско-литовской и шведской интервенцией. Троицкая братия в это время активно распространяла в устных и письменных рассказах, а также в документах представления о Сергии Радонежском как спасителе России от иностранных захватчиков. Монастырские власти, получив неожиданный подарок, поспешно заселили новую вотчину крестьянами из других сел и деревень, давая им различные льготы и ссуды. Благодаря их стараниям Радонеж довольно быстро возродился, но уже под названием — село Городок. Поскольку еще хорошо были видны следы разрушенных усадеб, то село было отстроено по старой планировочной структуре. Его дома вытянулись в две линии, параллельно Переславской дороге. Одну из линий замыкала шатровая Преображенская церковь с приделами Михаила Малеина и Сергия Радонежского. Недалеко от нее, на погосте, стояла недействующая церковь Афанасия и Кирилла Александрийских — единственное сооружение Радонежа, уцелевшее от всех событий Смутного времени. В 1682 году на городецком погосте были погребены казненные в селе Воздвиженском мятежные князья Хованские. 
В 1764 году в связи с секуляризацией церковных земель село Городок перешло в разряд казенных земель. В 1836—1842 годах на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь. Она представляет собой один из лучших памятников позднего классицизма Подмосковья. 
В новое время село никогда не служило объектом религиозного почитания. Богомольцы, впервые направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру, обычно от Рахманова сворачивали в хотьковский Покровский монастырь, чтобы поклониться могиле родителей Сергия. Богомольцы, постоянно посещавшие лавру, проезжали мимо села через Воздвиженское. 
В XIX веке село Городок начинает привлекать внимание любителей старины. С ним знакомятся и описывают его известный этнограф и археолог 3. Д. Ходаковский, литератор К. С. Аксаков, историк И. М. Снегирев. В XX веке началось археологическое изучение села. Значительные исследовательские работы были проведены Ю. Г. Гендуне, Н. П. Милоновым, С. 3. Черновым.

Анатолий, 39 лет
Дата поездки: 2010 год


Комментарии

Если вас заинтересовал отзыв, вы можете оставить свой комментарий:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход

Внимание! За информацию размещенную в этом разделе администрация сайта ответственности не несет.
ПОИСК ПО САЙТУ





ВЕСЬ МИР в кармане © 2008 СТРАНЫ

Сайт управляется системой uCoz | Карта сайта | Designed by Екатерина