Район Эшампле (l'Eixample). Идеальная, геометрически правильная планировка этого района разительно отличается от Старого города. В середине XIX в. городским властям Барселоны стало очевидно, что в старых районах катастрофически не хватает места для всех желающих жить и работать там. Было принято решение строить новые жилые кварталы на месте окружавших Барселону небольших деревень (их имена сохранились в названиях улиц; например, Passeig de Gracia проложен на месте села Грасия (Gracia); план расширения города разработал арх. И. Серд-и-Суньера, а само каталонское слово "l'Eixample" и обозначает «расширение». План Серда был реализован не полностью: например, отсутствуют предусмотренные в каждом квартале внутренние дворики. Постарайтесь найти немного времени для неспешной прогулки по улицам Эшампле; даже рядовые дома этого района привлекают своими деталями - решетками на балконах, орнаментами на стенах, фонарями, дверными ручками и т.д. Обратите внимание на необычную и очень удачную планировку перекрестков: угловые дома имеют скошенные углы, поэтому пространство площади значительно увеличивается. Главная магистраль Эшампле - Passeig de Gracia (Пассеч-де-Грасия), который поднимается от Placa de Catalunya к Avinguda Diagonal. Бульвар производит необычайно цельное впечатление - большинство сооружений на нем появилось в начале XX в., и до наших дней сохранились даже прекрасные изогнутые скамьи с металлическими фонарями. Обратите особенное внимание на дом Паскуаль-и-Понс (Passeig de Gracia, 2-4, арх. Е. Саньер, 1890); дом Рокамора (Passeig de Gracia, 6-8, арх. Бассегода, 1918) и дом Марфа (Passeig de Gracia, 66, арх. М. Комас-и-Тос, 1905). Самый знаменитый квартал бульвара, расположенный в 10 мин. ходьбы по нечетной стороне от Placa de Catalunya, называется Мансана-де-ла-Дискордия (Маnzana de la Discordia, точный перевод с исп. «яблоко раздора») или «квартал дисгармонии». Здесь расположены шедевры эпохи модерна, вошедшие во все архитектурные энциклопедии. Заказывали эти постройки богатейшие люди Барселоны, поскольку с 1910-х гг. Passeig de Gracia стал одной из самых престижных улиц города. Название квартала возникло в начале XX в., когда рядом друг с другом были построены несколько зданий, воплощающих противоположные направления архитектурного модерна: дом Морера, дом Аматльер и дом Батльо. Дом Лео Морера (Passeig de Gracia, 35) на углу с Carrer del Consell de Cent построен в 1902-1906 гг. арх. Л. Доменек-и-Монтанером. Фасад его украшен орнаментом, скульптурными изображениями, резными колоннами. Внутреннее оформление дома не менее удивительно, однако он закрыт для посещения; можно лишь заглянуть в дорогой магазин на первом этаже. Неоготический, псевдофламандский дом Аматльер (Passeig de Gracia, 41, 1900) построил другой знаменитый каталонский архитектор-модернист Д. Пуч-и-Кадафальк, младший современник Доменек-и-Монтанера и Гауди, он не только строил дома, но и был известным государственным деятелем, мэром Барселоны и президентом первого (после 1714 г.) самостоятельного каталонского правительства. Построенный им дом подражал фламандским дворцам; стены его от фундамента до крыши покрыты разнообразными украшениями. Обратите внимание на затейливые фонари на балконе, резьбу на эркере и скульптурные группы возле дверей, изображающие св. Георгия с драконом, цыгана с танцующим медведем, животных и т. д. Увидеть интерьер дома Аматльер, ныне принадлежащего Институту испанского искусства, можно только вместе с экскурсией ( пн-сб 10.00-19.00, вс 10.00-14.00). Рядом с ним в 1904-1906 гг. А. Гауди построил дом текстильного промышленника Д. Батльо-и-Касановас (Passeig de Gratia, 43, 93 488 06 66, пн-вс 9.00-14.00). Узкий пятнистый фасад из разноцветных изразцов имеет типичные для построек Гауди скругленные формы, а выпуклые решетки балконов с отверстиями в форме глаз похожи на маски. Чешуйчатая крыша и необычной формы труба дома символизируют дракона тьмы, наколотого на крест св. Георгия (Сан Жорди), покровителя Барселоны; колонны, поддерживающие балкон, напоминают кости жертв этого дракона. Все эти мистические символы отсылают к каталонской средневековой истории, которой очень увлекался архитектор. В следующем квартале по той же стороне Passeig de Gratia находится Фонд Антонио Тапиеса (Fundacio Antonio Tapies, Carrer d'Arago). В 1879 г. арх. Л. Доменек-и-Монтанер построил здание для издательства. Венчает сооружение проволочная скульптура современного скульптора А. Тапиеса. Это первый дом в Барселоне, при сооружении которого применялись внутренние металлические конструкции. На углу с Carrer de Provenca (ул. Провенса) стоит главная достопримечательность бульвара - дом Мила (Casa Mila, Passeig de Gratia, 92, 10.00-20.00). Эта постройка Антонио Гауди больше напоминает скульптурное произведение, чем произведение архитектуры. Шестиэтажный дом похож на огромную скалу, его оконные и дверные проемы напоминают гроты, балконные кованые решетки выполнены в виде фантастических растений. Дом часто называют Ла-Педрера, то есть «Каменоломня». Гауди возвел его в 1906-1910 гг. для богатейшей семьи Мила; здесь располагались жилые помещения хозяев, контора, а часть квартир сдавалась внаем. Сейчас, помимо банка Caixa de Catalunya, выделившего средства на реставрацию здания, в доме находится музей Гауди. В одной из квартир устроен своеобразный музей быта эпохи модерна; обратите внимание, что здесь нет прямых линий! Можно также подняться на фантастическую крышу, где гигантские разноцветные выступы дымоходов напоминают средневековых рыцарей. Именно на этой крыше проходили съемки знаменитого фильма М. Антониони «Профессия: репортер». Дом построен на месте храма Девы Марии XI в., и поэтому весь его облик пронизан религиозными мотивами. Венчать здание должна была колоссальная фигура Мадонны (12 м) с ангелами - все здание дома Мила воспринималось бы тогда как ее грандиозный постамент. Однако Мадонна так и не была установлена из-за антицерковных беспорядков Трагической недели 1909 г., когда толпа громила и жгла церкви и монастыри. Религиозная символика присутствует во всех постройках Гауди; «безмолвная волна синей горы» (так назвал дом Мила английский искусствовед Д. Рескин) должна была запечатлеть «душу Каталонии» и напоминать монастырь Монсеррат. Однако следует помнить, что Гауди намеревался несколько смягчить впечатление суровой мощи от этого дома - жильцы должны были украсить свои балконы стелющимися и свисающими цветами, кактусами, пальмами, тем самым дополнив архитектуру и скульптуру живой растительностью. Важнейшую роль в возведении дома Мила сыграл постоянный помощник Гауди Ж. Жужоль, который проектировал кованые решетки балконов здания. Еще одно интересное сооружение эпохи модерна находится в соседнем квартале, на Carrer del Rosello, 279 - это дворец Баро-де-Куадрос (Palau del Baro de Quadros, apx. Д. Пуч-и-Кадафальк, 1904). Неподалеку от него (Avinguda Diagonal, 420) стоит еще одно здание этого архитектора - Каса-де-лес-Пуншес (Casa de les Punxes). Второе название - Каса-Террадес («дом с пиками», или «дом с иголками»). Свое название дом получил из-за шести острых башен по углам, увенчанных шпилями-пиками. Passeig de Gracia и прилегающие к нему улицы застроены жилыми домами эпохи модерна; но никак нельзя миновать крупнейшее религиозное сооружение того времени - знаменитый храм Саграда-Фамилия (Templo de la Sagrada Familia, собор Святого Семейства). До него можно дойти по Avinguda Diagonal и затем по Carrer de Provenca, а можно доехать на метро (м. Sagrada Familia) или на туристическом автобусе. Этот храм - главный символ Барселоны; увидев его, барселонский епископ назвал архитектора Гауди «Данте нашего времени». Строительство здания начал в 1882 г. арх. Ф. де Вильяр, но уже через год его сменил А. Гауди. Храм возводился исключительно на частные пожертвования, и поскольку их постоянно не хватало, сооружение его растянулось на много лет и не закончено до нашего времени. Он был задуман как символ искупления грехов всей Барселоны и потому стоял в центре одного из беднейших рабочих районов. Осуществлению грандиозного проекта архитектор посвятил всю жизнь, но не завершил его; Гауди был настолько поглощен работой, что перенес сюда свою мастерскую; в крипте собора покоится его прах. Это удивительное и сюрреалистическое творение должно было стать Библией в камне, гигантской картиной всей истории христианства. Гауди мечтал создать «собор XX века», синтез всего архитектурного знания и системы христианских символов. Кроме того, собор должен был стать воплощением католичества - и неслучайно для многих протестантов он остается примером безудержной расточительности и роскоши римской церкви. Создавая скульптурные изображения, Гауди пытался точно передать духовную и физическую реальность и для этого использовал не только изобразительные средства (хотя и тут он был предельно точен - он фотографировал скелеты, снимал гипсовые маски со спящих кур и осла, а во время работы над сценой избиения младенцев принес в свою мастерскую десятки трупов мертворожденных детей), но и звук (весь собор спроектирован как грандиозный орган, и внутри слышен ветер, проходящий сквозь отверстия в башнях), и цвет (храм необычайно многоцветен - обратите внимание на завершения башен). Архитектор планировал создать фасады, символизирующие собой рождение, смерть и воскресение Христа, с 18 башнями - каждая олицетворяла одного из апостолов, евангелистов, Деву Марию и Христа (последняя должна была возвышаться на 170 м). В плане собор представляет собой пятинефную базилику с апсидой и крытой галереей для прогулок. Гауди успел построить только крипту, часть апсиды и восточный фасад. Восточный фасад, который называют «трактатом о чистом стремлении», посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, воплощающие Веру, Надежду и Милосердие. Центральную часть венчает гигантское рождественское дерево, под «сенью» которого расположена сцена прославления Богоматери - ее окружают апостолы Варнава, Симон, Фаддей и Матфей. В боковых порталах изображены сцены рождения Иисуса, которые перемежаются небольшими и символическими фигурами людей, апостолов и животных. После смерти Гауди в 1926 г. работа по строительству собора продолжалась десять лет, до начала Гражданской войны в Испании. Во время войны сгорела мастерская Гауди с его записями и чертежами. В 1952 г. строительство возобновилось, что вызвало множество споров. С 1954 по 1976 г. строился западный фасад Страстей Христовых (арх. Ж.М. Субиракс) и 4 башни. Сейчас открыта для посетителей завершенная часть собора и небольшой музей, где выставлены макеты и рисунки Гауди. Продолжается работа над третьим, самым большим фасадом Славы. Архитектор Ж. Бонет, руководитель работ в Саграда-Фамилия, убежден, что апсида будет закончена полностью в 2010-2015 гг. Avinguda de Gaudi (пр.Гауди), названная в честь самого знаменитого барселонского архитектора, соединяет храм Саграда-Фамилия с еще одним памятником эпохи модерна - больницей Санта-Креу и Сан-Пау (Hospital de la Santa Creu i de Sant Pau, м. Hospital de Sant Pau). В 1902 г. арх. Л. Доменек-и-Монтанер начал проектировать комплекс новой городской больницы: вместо обычных больничных палат он построил несколько десятков небольших стилизованных мавританских павильонов. Здания нарядно украшены керамическими плитками, скульптурой, мозаикой, окружены деревьями и цветочными клумбами. Все служебные помещения и проходы между павильонами находятся под землей. Закончил строительство в 1930 г. сын архитектора. После того как больничный комплекс был включен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия, вход на территорию больницы открыт для всех. Прекрасным завершением «дня барселонского модерна» станет прогулка по парку Гуэль (Parc Guell, зимой 9.00-18.00, летом 9.00-21.00, м. Lesseps), созданному по проекту А. Гауди. Летом 1899 г. Эусебио Гуэль, приобрел ферму на западной окраине Барселоны, на склоне горы Пилада (Лысая гора). Купив и соседние участки земли, Гуэль задумал реализовать необычайный социальный эксперимент. Он мечтал создать частный парк площадью около 15 гектаров, разбить его на несколько десятков участков и сдавать построенные на них здания в аренду богатым людям, желавшим комфортной, красивой и спокойной жизни. Парк планировалось окружить высокой стеной. Гауди должен был стать автором почти 60 зданий, причем он собирался возвести их в истинно каталонском духе. Однако затея Гуэля не увенчалась успехом - арендаторы появились всего у двух участков; возможно, их отпугивали многочисленные ограничения: было категорически запрещено использовать постройки в парке под магазины, кафе, санатории; договор предписывал «ни при каких обстоятельствах не заниматься любого рода производством, торговлей или ремеслом». Работы продолжались с 1910 по 1914 г., а в 1922 г., уже после смерти Гуэля, парк решили открыть для публики. Даже планировка парка свидетельствует о том, что Гауди ненавидел прямые линии - все дорожки в нем извилисты. Парк напоминает театральную декорацию: его внешние стены украшены керамическими табличками с названием парка и предупреждениями об обособленности парка от внешнего мира. Павильоны у ворот, выходящих на улицу d'Olot, словно переносят посетителя в сказочную страну - их крыши напоминают грибы. У главного входа, напротив павильонов, начинается лестница, украшенная фонтаном и керамическим изображением дракона; лестница приведет на небольшую площадку, так называемый Зал ста колонн, где, по мысли Гауди, должен был располагаться небольшой рынок. Этот зал - вариация на темы античности, своды его поддерживают 84 колонны дорического ордера. Поднявшись по боковым лестницам, вы окажетесь над залом, на его крыше - на площади Gran Placa Circular, откуда открывается панорама всего парка. По периметру крыши рынка тянется необычайная изогнутая скамья, а за ее краем устроены желоба для стока дождевой воды. С крыши вода попадала вниз, в те самые колонны - внутри они были полые, и этой же водой питались фонтаны у входа в парк. Керамическая скамья в парке Гуэль, сооружение которой началось в 1909 г., - одно из самых радостных произведений Гауди и его помощника Жужоля. Яркий узор скамьи вовсе не случаен - это своеобразная гигантская головоломка, состоящая из магических формул, чисел, букв, рисунков. Тут можно обнаружить изображения бутылок и раковин, рук, протягивающих крест, животных, цветов. Основные цвета скамьи - зеленый, синий и желтый - символизируют Веру, Надежду и Любовь, которые сливаются в «божественную» белизну. На их фоне появляются красный цвет страсти, черный цвет скорби и пурпурный цвет покаяния. На южном крае скамьи вырезано слово MARIA - оно перевернуто вверх ногами, чтобы его удобно было читать с небес. Далее - VIA, крестный путь в россыпи звезд тернового венца. Другие слова, вырезанные на скамье, обозначают благочестивые возгласы, которые звучат во время религиозных процессий. Так Гауди и Жужоль пытались зарядить религиозной энергией скамью, истинное назначение которой, по мнению ее создателей, - «звучать голосом истинной веры, не запятнанной самосознанием и ухищрениями». Сами того не осознавая, те, кто сидел на этой скамье, должны были проникаться верой. Скамья - один из первых в Испании примеров использования бетона, и, по воспоминаниям современников, архитектор велел рабочим снять с себя всю одежду и сесть как можно удобнее на слой раствора, чтобы, пока материал не застыл, получить идеальную форму сидений. Почти все сооружения в парке Гауди украсил яркой мозаикой из мелких керамических осколков. Этот метод Гауди изобрел сам и назвал его «тренкардис». По одной легенде, архитектор собирал осколки на барселонских улицах и помойках; по другой - для достижения нужного цветового эффекта он разбивал драгоценные сервизы. Поднявшись от скамьи направо, можно пройти к Дому-музею Гауди (Casa-Museu de Gaudi ), где архитектор жил с 1906 по 1926 г. со своей племянницей. Занимаясь организацией паркового пространства, Гауди старался максимально сохранить все, созданное природой - поэтому в парке можно полюбоваться на настоящие пещеры, необычные тонкие колонны, напоминающие деревья, и фантастические цветы.
Павел, 37 лет
Дата поездки: июль, 2009 год
|