Нотр-Дам (Notгe-Dame). Над площадью Парви возносится собор Нотр-Дам (собор Парижской Богоматери), самый давний и потому претерпевщий многие изменения символ Парижа. Строительство храма началось в 1163 г. и завешилось в 1345; он сильно пострадал во время революции 11 затем, уже в 19 в., его отреставрировал Вьолле-ле-Дюк. Может быть, Нотр-Дам и не самый древний и грандиозный кафедральный собор во Франции, но по красоте и гармоничности архитектуры мало какое сооружение могло бы с ним потягаться. В этом вы и сами убедитесь, особенно глядя иа фасад собора с открытого места. Ворота напоминают ладони, сложенные для молитвы; статуи королей чиино шествуют друг за другом, розетки окон сияют "божественным" светом. А выше галерея рассекает линии каменных сводов,и между двух высоких башен над скрещением трансепта, взлетает шпиль. Спереди собор поражает мощью, достоинством и царственной безмятежностью; с моста Лршевеще он похожна корабль, горделиво, но как бы без усилий рассекающий волны, а крест на колокольне - словно флаг на высокой мачте. Замысел собора родился у епископа де Сюлли, объявившего, что ему было видение, и он узрел это сооружение. На самом деле ему был очень иужен собор в Париже, иначе oн мог и не думать о соперничестве с аббатом Сугерием, которыи располагал единственным в своем роде собором в Сен-Дени, чуть севернее столицы. И явились полчища каменщиков, плотников, ваятелей. чтобы трудиться и жить на площадке, успевшеи уже повидать и языческое храм римлян, и ранне христианскую базилику, и романскую церковь. Алтарь с клиросом освятили в 1182 Г., но величественные скульптуры по обе стороны от главных входных ворот встали на свои места не раньше 1240 г. Еще через десять лет была закончена северная башня. Если верхушки У обеих башен кажутся тяжеловатыми, то это потому, что предполагалось поставить на каждой из них по высокому шпилю, но до этого руки у строителей так и не дошли. Левая башня чуть шире правой. В 17 в. В соборе кое-что переделали, но в целом облик его оставался неизменным до Великой французской революции, устроившей в нем схрам разума. и замевившей статуи святых бюстами Вольтера и Руссо. Толпа низвергла и обезглавила статуи иудейских царей, по невежеству посчитав их изображениями ненавистных фравцузских мовархов. Вслед за зтим эпизодом последовал Интересный постскриптум: в 1977 г. несколько голов от этих статуй нашли на бульваре Oсмана, у одного из банков: никак, тамошним участком земли некогда владел рьяный монархист, который и спас головы, а потом зарыл их в своем саду, чтобы уберечь от поругания. Теперь их можно увидеть в Национальном музее Средних веков (Musee National du Моvеn-Agе). К началу 19 в., уже пережив все революционные невзгоды. собор. пришел в жалкое состояние. Тут короновался Наполеон - это тогда он вырвал корону из рук папы и сам надел ее на свою голову. (Эту случившуюся В декабре 1804 г. пышную церемонию увековечил Дaвид: его эпическое полотно вы сможете увидеть в Лувре.) Но парижане обратили внимание на бедствия своей главной святыни лишь после выхода в свет романа Виктора Гюго о горбуне Квазимодо. сразу же возымевшего небывалый успех. И вскоре архитектор Вьолле-ле-Дюк приступил к реализации реставрационного проекта, осуществление которого заняло почти весь 19 в. Шпиль, кстати, тоже придумал Вьолле-ле-Дюк; тогда же Осман снес домики, стоявшие на пустыре перед собором, создав тем самым площадь Парви (place du Parvi).
Анатолий, 39 лет
Дата поездки: 2010 год
|