МУЗЕЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ размещается в доме, который выглядит как-то умиротворяюще, даже по-сельски; его окружает небольшой парк, разбитый у подножия Монмартра (спускайтесь с площади Бланш по улице Бланш и после третьего перекрестка сворачивайте налево, на улицу Шапталь (ruе Chaptal). Многие годы родившийся в Нидерландах живописец Ари Шеффер устраивал по пятничным вечерам в этом здании салоны, на которых бывали Энгр, Делакруа, Иван Тургенев, Шопен, Жорж Санд. Музей хранит память о Санд (настоящее имя писательшщы - Аврора Дюдеван, 1804 1876): портреты, мебель, личные вещи - вплоть до портсигара перевезены сюда из ее дома в Ноане в долине Луары. На первом этаже достойная подборка работ самого Шеффера. Улучите миг и побалуйте себя чашечкой чая - зайдите в кафе в саду. Площадь Жана-Батиста Клемана (Place Jean-Baptiste-Clement). На этой площади в доме №7 была мастерская живописца Амедео Модильяни (1884 1920). Говорят, что это величайший итальянский художник 20 в.: ему, мол, соединил дух Возрождения с ультрамодернизмом Сезанна и Пикассо. Сам живописец обещал упиться до смерти - и слово свое, когда подвернулся случай, сдержал, выбрав для этого самую подходящую для него часть города. Обратите внимание на восьмигранную башню на северном краю площади - это всё, что осталось от первои в городе водонапорной башни, построенной около 1840 г., чтобы поправить водоснабжение возвышенного района, очень yж - до появления башни - скудное. Сакре-Кёр (Sacre-Cоeur). Белый купол собора Святого Сердца постоянно надзирает за небосклоном над Монмартром. Французское правительство решило возвести храм в 1873 1. как своего рода покаянную жертву, призванную искупить пролитую В 1870-1871 гг. кровь (во времена Парижской коммуны и Франко-прусской Boйны). огромный Сакре-Кёр еще и подтвердил бы, что Париж к концу 19 в. вновь верит в себя. Но при этом строительство отображало те политические трещины, вдоль которых раскалывалось раздираемое противоречиями общество: финансировали стройку прежде всего французские католики, напуганные антиклерикальным уклоном эпохи: им хотелось как-то заявить о своей верности Церкви: и чем громче и высокопарнее - тем лучше. Строительство затянулось до начала Первой мировой войиы, а собор оставался неосвященным до 1919 г. В стиле Сакре-Кёра персмешаны элементы романского и византийcкого зодчества. Однако храм, задуманный с таким размахом, кажется как бы распадающимся; архитектор Поль Абади (он умер в 1884 г., задолго до завершения стройки) снискал известность, Hacaдив такие же чешуйчатые и заостренные купола на средневековые соборы в Ангулеме и Перигё, которые находятся на юго-востоке страны. Внутри шумно и сумрачно, светится и поблескивает золото на мозаике; ради вида на Париж можно подняться на купол, хотя в ясную погоду достаточно далеко видно и с несколько приподнятой террасы У входа в собор, и со ступеней его лестшщы. Только вот обзору со всех этих точек мешают вездесущие туристы, влюбленные, продавцы открытак, христиане с гитарами и ловкачи, к которым все так легко прилипает: будьте предельно бдительны, не то расстанетесь со своими ценностями, и даже не заметите этого.
Милена, 32 года
Дата поездки: 2010 год
|