В последний день октября мы вернулись в Москву из очень далекого путешествия (кстати, также самостоятельного) и стали обзванивать друзей, чтобы сообщить им, что приехали. Друзья в голос говорили о том, что мы, конечно, отдохнули, но пора задуматься о том, где собираемся провести 10 дней январских каникул. Действительно, оставаться на новогодние праздники в Москве очень грустно. Тем более что лыжный сезон уже на носу и нужно кататься, радоваться зиме. А значит решать вопрос, куда поехать. Поскольку наша предыдущая поездка была дальней и достаточно затратной, для нас было ясно одно – все должно быть недалеко и с минимальным бюджетом. Правда, в конце года это легче решить, чем сделать. Турфирмы без смущения отыгрывали высокий сезон – цены на новогодние предложения по поездкам и билетам впечатляли. Мы поискали инфо в интернете и решили, что можем рассчитывать только на Словакию по железной дороге. Часть наших приятелей стразу же потеряли энтузиазм по поводу совместного отдыха, поскольку сочли ж/д поездки в наше время экстримом. (Как потом выяснилось, в их решении была доля правды). Вместе с нами желающих провести время в Татрах оказалось 6 человек. Мы находим в интернете рассказ Андрея о том, как замечательно отдохнула его семья в Словакии в маленькой деревушке Нова Лесна, списываемся с ним и просим координаты хозяина пансиона. Звоним в Словакию. Хозяин в этом году будет принимать у себя своих прежних постояльцев из России, но обещает договориться о нашем проживании с соседями. К слову сказать, как потом выяснилось, в небольших поселениях в Татрах типа Новой Лесны, где мы остановились, полно пансионов за достаточно разумные деньги. Договариваемся точно сообщить о дате приезда как только возьмем билеты. Как показала наша поездка, билеты и все, что было связано с железной дорогой, стали самым слабым звеном нашего путешествия. Ж/д билеты и дорога Вот, что оказалось реальной проблемой. В декабре до Словакии по железной дороге без пересадок можно добраться только одним поездом: N21 Москва-Прага. Собираемся ехать этим поедом до Жилины – 29 часов в пути, затем 2 часа на местной электричке до Попрада, а оттуда до Новой Лесны –10 км. Пытаемся взять билеты на 29 декабря на Рижском вокзале. Нас приглашают сделать это через 10 дней – за 45 суток. В назначенный день касса Рижского объявляет, что билеты в Словакию нужно брать только на Белорусском вокзале. На Белорусском приходим в ужас от сумасшедшего количества людей, ломящихся в кассы. Оцениваем размер бедствия в 2 часа стояния и отправляемся в 15-минутную очередь в справочную. Там объявляют, что международные кассы находятся в другом подъезде. Облегченно вздыхаем. В международных людей значительно меньше, но они закроются ровно в 20:00. После 15 минут ожидания перед самым закрытием кассир сообщает нам, что билеты на международные рейсы будут продаваться не за 45 суток, а за 40. Нужно приходить на след. неделе. Появляются первые мысли о том, что может ну их, эти экономные варианты. Обратимся в агентство – нам закажут авиа до Попрада по 350 евро за чел-ка + отель обязательной нагрузкой. Тем не менее, в назначенный день один из нас снова в международных кассах на Белорусском вокзале. Людей нет, время 11:30. Кассир сочувственно сообщает, что мы немного опоздали. Все билеты проданы с утра. Как все? Это во сколько же? Кассир объясняет, что кассы открываются в 8:00, но все желающие занимают очередь еще до открытия. Всего было продано 18 билетов. Где продаются остальные билеты, кассиры не знают, – не в их компетенции. Чувствуем себя кинутыми. Вечером экстренное телефонное совещание с потенциальными участниками поездки. Принимается решение пытаться взять билеты следующим днем на 30-е. Но: поскольку поезд уходит 30-го в 23:45, а приходит в Словакию 1-го в 02:40 (по местному), это означает, что Новый год мы проводим в поезде. Ну и ладно. Нас все же 6 человек. Будем веселиться, пить шампанское и отмечать НГ с разницей в час по московскому, белорусско-польскому и словацкому времени! На след. день в 7 утра один из нас снова на вокзале. Впереди уже очередь в 10 человек. Народ пытается взять билеты в Прагу, Берлин и т.д. Когда через час открываются кассы, то желающих получить вожделенный билет на 30-е уже целая толпа. Кассир подтверждает, что билеты в словацкий вагон на поезд Москва-Прага есть, опять аж целых 18 шт.! Нам нужно шесть. Кассир соглашается продать только два – по паспортам. По записанным данным других паспортов билеты продавать не будет. У нее важные инструкции – если она перепутает хотя бы одну цифру, то будет возвращать полную стоимость билета. Интересно, что впоследствии ни в одной из касс других стран паспорта у нас не спрашивали. А проводники не занимались сверкой данных на билетах с паспортными данными. Выхода нет. Очередь сзади давит, экстренно совещаемся по мобильному и решаем брать пока 2 билета, а потом разбираться с остальными. И тут начинается самое интересное. Кассир спрашивает, нужны ли билеты в обе стороны. Еще бы! Конечно, нужны! Оплачиваем, получаем билет на двоих туда – 30-го, обратно – с открытой датой. Уехать можно в течение двух месяцев. Прекрасно! Но тут кассир дает странноватое пояснение, что на обратный путь у нас есть только билет, но нет плацкарты. Это значит, что уехать можно будет, как только появятся места. Просто сейчас, объясняет кассир, они еще не продаются, но, как только появятся, сразу можно будет сделать доплату в 1300 руб. за две плацкарты – так они именуют места. Время показало, что до момента отъезда билеты в обратную сторону так и не появились. Через две недели нашли остальные четыре билета, опять-таки только на 30-е и только в одну сторону. Но к этому времени планы друзей поменялись, и стало понятно, что в Словакию мы едем вдвоем. Теперь о самом поезде. Поразили евровагоны с трехместными купе. В них места меньше, чем в туалетах наших поездов. Внутри один диван, испугались даже, что сидя поедем. Проводник потом принес специальный ключ, открыл полки и застелил постель. Одежду и вещи заталкивали куда-то наверх, туда же обувь в пакетах. А мы еще груженые горнолыжники – костюмы, ботинки, хорошо, что без лыж. Зато в купе этом диком в углу у окна умывальник - он же стол, если сверху крышка. Напротив полок откидные сиденья. Два!!! Зачем? Места, чтобы присесть, все равно нет. Места, чтобы присесть, все равно нет. В дополнение разговорчивый сосед, который решил полностью изложить свое жизненное мировоззрение. Полки нависают друг над другом на расстоянии 50 см. Сесть невозможно – только лежать. Короче – всем спать!!! Утром загоняем среднюю полку в стену – клаустрофобия слегка отступает. Инженерная мысль на службе экономичной пассажироперевозки. Вагон стандартной длины, а мест в нем, насколько мы поняли, более 50-ти. Наше купе было где-то в середине вагона, а места нумеровались как 44, 46, 48. В общем, теснота немыслимая. Двадцать раз вспомнили наши российские четырехместные "шоколадки", пусть, не всегда, такие вычищенные, как этот вагон, зато гораздо более просторные. Да здравствует отечественное вагоностроение! На обратном пути, кстати, нам опять досталась трехместка, но, видимо, улучшенной конфигурации. Откидное сиденье было только одно и рядом со столом-умывальником, что оказалось удобно. Обувь и одежду можно было разместить напротив спальных мест – в имитированном шкафу за занавеской. Главное, с нами не оказалось третьего. А это уже приравнивается к купе 1-го класса. Если ехать втроем – 2-й класс. И еще о неприятных впечатлениях, связанных с ж/д. 31 декабря в районе 14-ти часов приехали в Брест. Там должны были встретиться с подругой, которая живет в Бресте. Не виделись 7 лет. Поскольку стоянка по расписанию предполагалась трехчасовой, собирались пойти поесть где-нибудь все вместе и пообщаться. Предварительно созвонились и на подъездах к Бресту стали готовиться к встрече. В Бресте явились пограничники, отобрали паспорта, велели никому никуда не выходить и ушли. Подруга грустно смотрела в окно, и проводник милостиво согласился приоткрыть нам дверь. За 7 минут встречи успели только порадоваться друг другу и выпить по бокалу шампанского. 31 декабря все-таки. Тут появился какой-то патруль, и проводник велел сворачиваться. Оказывается, белорусский батька приказал загребать всех, кто распивает спиртные напитки в общественных местах. Подруга подтвердила – бокал шампанского в канун Нового года на перроне (в качестве общественного места) вполне могут стать основаниями, чтобы ее как гражданку Беларуси увели куда положено, а нас, как иностранцев, привлекли к какому-нибудь взысканию. Впрочем, поезд тронулся, и проводник снова нас запер в вагоне. На этом долгожданная встреча закончилась… Чувствовали себя как заключенные. Вагон отцепили, подняли и начали менять колеса. Почему все это нужно было делать вместе с пассажирами, томящимися в духоте, не понятно. Видимо, чтобы знали, как границы пересекать! Мы в результате еще и в роли голодающих оказались. Это еще одна удивительная железнодорожная история. Когда собирались в дорогу, решили, что позавтракаем чем-нибудь своим. Потом посидим в Бресте пару часов с подругой где-нибудь в кафе/ресторане и ближе к вечеру пойдём в вагон-ресторан и там получим подобие новогоднего ужина. Из всего запланированного удалась только первая часть. Завтрак собственными запасами. В Бресте нас не выпустили, а после границы объявили, что вагон-ресторан вместе с нами за границу не поедет. Мы с собой, как в советские времена, вареных курицу и ее нерожденных детей не брали, и после завтрака у нас осталось только шампанское и конфеты. Вот этим мы и питались всю оставшуюся дорогу. К моменту наступления нового года воротило от одного вида шампанского-сладостей. Обратная дорога тоже стала настоящим приключением. Мы добрались до Словакии и в кассах Жилины сразу же попытались взять на свой билет плацкарту до Москвы. Никаких мест не было. Поезд до Киева был не удобным, поэтому решили взять до билеты хотя бы до Минска. Доплатили 1050 крон, (в рублях это примерно столько же). Что удивительно, это оказался вагон нашего же поезда под названием Братислава-Минск, но который идет только до Белоруссии. Вообще это удивительный поезд, который идет до Праги, но по дороге цепляет-отцепляет вагоны из Словакии, Вены, минска, Бреста и даже, кажется, Франкфурта-на-Майне. На обратном пути еще одна неудачная попытка в словацких кассах получить места до Москвы. Словаки посоветовали обратиться к проводникам, чтобы те переоформили для дальнейшей поездки. Проводники помогли нам мало, но выпустили на обратном пути в Бресте и даже вернули паспорта, чтобы мы смогли взять билеты. Помогло мало – в Бресте никаких билетов не было. Мы нашли начальника поезда, который, по закону избавиться от нас не мог, поскольку билет у нас был. Но помощи большой от него не дождались. Он стал рассказывать нам, какие сложности у него с пассажирами, которые в конце зимних каникул пытаются добраться до Москвы, да тут еще теплоизоляция испортилась в вагоне и нужно куда-то размещать пассажиров. В общем, договорились, что в Минске придем к нему и будем размещаться. Поезд опаздывал на три часа, в результате Минск мы проспали. Проводники разбудили нас криками, что все уже вышли, вагон отцепили и отправляют на запасной путь. В результате мы собрались за три минуты как солдаты, полусонные вывалились с вещами на перрон. Для начала решили посмотреть билеты в кассах. Табло показывало неимоверное количество поездов, которые шли из Минска или через Минск в Москву. Но в кассах БИЛЕТОВ НЕ БЫЛО!!! Что же придется идти в свой поезд и разговаривать с начальником. Облом! Поезд опаздывал и простоял на перроне вместо 40 минут всего 15. Мы опоздали!!! В Минске – ночь! Билетов нет, мест нет и поезда нет - ушел!!! Нервничаем, ругаем друг друга и решаем попробовать уехать с автовокзала. Опять облом. Автобус уходит один раз в сутки в 18 или 19 часов. А сейчас уже 23. С нами вступает в контакт бомбила и предлагает отвезти до Москвы за 350 дол. От отчаяния почти готовы ехать 700 км на неизвестной машине. Идея экономии на билетах терпит фиаско. Может быть самолет? В общем решаем пойти еще раз к ж/д кассам и найти москвичей-попутчиков. В результате договариваемся с администраторшей и кассиршей. Отзывчивые тетеньки всего за 10 баксов сверху каждой начинают вылавливать нам билеты на отправляющиеся поезда. И вылавливают! Супер! Места на двоих. Поезд отправляется через 30 минут. Мы спасены! Ночь в поезде и утром мы в Москве. Итак, вот он наш бюджетный вариант: 2 билета туда-обратно с открытой датой. – ок. 8 000 руб. Доплата за места до Минска – ок. 1000 крон Билеты Минск – Москва – 2000 руб. Всего – ок. 11 000 руб.(по 200$ c человека) Учитывая приличное количество нервотрепки и дискомфорт, так и не поняли, стоило ли оно того Словакия С самим отдыхом никаких проблем не было. Мы приехали в Новую Лесну на такси в начале шестого утра. Попытки перекусить в Попраде успехом не увенчались. Судя по всему, выходные, праздники и часы отдыха для словаков святое. В праздники – второго и шестого числа принципиально не работал ни один магазин, в т.ч. супермаркеты и продуктовые, а рестораны работали выборочно – в основном те, что при отелях. В Новой Лесне – тишь. Здесь не уважают Новый год? Мы перебудили всех и нам неловко: оказывается, в Новой Лесне только-только закончилась сумасшедшая новогодняя ночь, и все улеглись спать. Сын пана, который высылал нам приглашение, ведет нас в соседний дом. Просыпаются наши хозяева, размещают нас, угощают чаем с горячими бутербродами и убегают досыпать. Номер (комната + санузел) очень симпатичный, формата отеля звезды на три. Приятный вид из окна на симпатичные дома и Высокие Татры. Коттеджу всего год и все очень новое, чистое. На втором этаже – 5 гостевых комнат. Хозяйская часть на 1-м этаже. Там же большая кухня-столовая, где можно готовить. Хозяева – пара лет 35-40. За 6 ночей взяли с нас 3000 крон (крона чуть дороже рубля). Жену зовут Ивета, как имя мужа сейчас не вспомнить, но как-то очень по-русски (Николай? Иван?). Попросили у них координаты пансиона. Дали нам открытку с адресом. Сейчас, правда, нет уверенности, напрямую ли это к ним. Тем не менее, координаты наших хозяев, если кого-то заинтересует: 059 86 NOVA LESNA Fax 00421/0/52/4 422 394 Mob 0905 327 750 e-mail: tatraclimbing@stonline.sk Дома мы только завтракали, чтобы не тратить с утра время. Обедали и ужинали в ресторанах. С этим в Татрах – все отлично. Поесть с отличным пивом или вином – 400-700 руб. на двоих. Самый дорогой ужин был перед отъездом – 1000 руб., с крепкими спиртными напитками + нам приготовили с собой в дорогу сэндвичей. Так что жили в Лесне, а кататься ездили в Татранску Ломницу, Штрабске Плесо и Старый Смоковец. Ездили на маленьком поезде в 2-3 вагона, который объезжает все окрестные местечки и, в отличие от наших, всегда ходит по расписанию. Комфортные вагончики, панорамные стекла – красота. Со снегом, правда, в этом году, как и по всей Европе не повезло. В низинах, типа Попрада и нашей Лесны, снега совсем не было. Шел он ежедневно, но тут же таял. В первый раз катались в Смоковце, где все приличные трассы были закрыты. Довольствовались почти детской горкой. Зато на следующий день в Ломнице впервые в жизни "покоряли" черную трассу. Скорее, она нас покоряла. Первую часть пути двигались, в основном, ползком. Трудно – пару раз скатились и засобирались на менее экстремальную горку. Но не повезло – застряли в подъемнике, просидели час, пока нас медленно-медленно не спустили то ли вручную, то ли с помощью запасного двигателя. Вроде бы на улице +2 и кабинка защищает от ветра, но все равно, пока висели над соснами, замерзли и занервничали из-за отсутствия информации. Когда спустились – уже смеркалось. Зимние дни и Словакии короткие – темнеет в 16:30. Поэтому пошли отогреваться татранским чаем и обедом. Самое приятное катание было в Штрабске Плесо. Не потому что там трассы лучше, чем в других местах. Просто к тому времени, когда мы туда добрались, уже выпало достаточно много снега, и открыли большее количество спусков. Поэтому мы и нашли подходящую для себя горку. Цены на катание и прокат – достаточно умеренные. Но очереди на подъемники были ломовые. Хотя к концу недели поляки и сами словаки подразъехались. Они отдыхали с 25-го декабря и каникулы к тому времени были только у русских. Тем не менее, все равно было очень много народу. В основном славяне: уже перечисленные соотечественники, поляки и местные жители, а также украинцы, белорусы, чехи и вовсе неопознанные славяноговорящие лыжники. Встречались еще, кажется, румыны, меньше немцев (или австрийцев?). В общем, все соседи Словакии приехали, чтобы покататься в Высоких Татрах. И это здорово, несмотря на погодные аномалии и проблемы со снегом в начале 2007 года. А все свои дорожные неурядицы мы теперь просто вспоминаем как приключения, без которых нельзя представить настоящего путешествия.
|