Чтобы получить разрешение австрийской цензуры, действие пришлось перенести в Португалию и изменить название оперы («Джованна ди Гуцман»). Запрещена была цензурой опера «Бал-маскарад», написанная для неаполитанского театра Сан-Карло в 1858 г.: в сюжете (с заговором и убийством короля) усмотрели опасную аналогию с событиями во Франции— 14 января 1858 г. Феличе Орсини совершил покушение на Наполеона III. Ее удалось поставить в 1859 г. в римском театре Аполло, но по требованию цензуры место действия было перенесено из Европы в Северную Америку. Отзвуками освободительной борьбы, ненавистью к тирании и католической церкви проникнут созданный в 1867 г. «Дон Карлос», поставленный в Италии лишь после завершения ее объединения». Лирическую тенденцию творчества Верди воплотили оперы, посвященные проблеме социального неравенства, реалистические лирик.о-психологиче-ские драмы: «Луиза Миллер» (1849), «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853). Шедевры вердиевского оперного реализма — оперы «Аида», «Отелло», «Фальстаф» (1871, 1887, 1893). Оперный театр Верди выдвинул многих выдающихся певцов-актеров: певицы — Дж. Гризи, Т. Де Джули Бореи, Б. и К. Маркизио, А. Патти, М. Пикколомини, Э. Фреццолини; певцы: М. Баттистини, А. Котоньи, Дж. Марио, А. Пини-Корси, Дж. Ронкони, Р. Станьо, Ф. Таманьо и другие вокалисты, пользовавшиеся мировой славой. Таким образом, в оперном творчестве Верди, соединявшем политическую остроту и смелость замыслов с художественным совершенством их воплощения, искусство Рисорджименто находит свое монументальное завершение. Итальянское искусство эпохи Рисорджименто не только с честью выполнило свое высокое национально-патриотическое назначение, участвуя в том великом историческом процессе, когда, по выражению Антонио Грамши, шло создание «народа-нации», но и составило непреходящую эстетическую ценность, войдя в классическое наследие художественной культуры Италии. |