Новая, более гуманная религия помогла покончить с диким обычаем хоронить жен или наложниц умерших мужчин и уничтожать их слуг, скот и все имущество усопших. Русь вошла как равная в круг европейских государств. Церковь стала ведать семейными проблемами, внедряла христианские нормы морали и этики, карала за антирелигиозные проступки, самым тяжким из которых считалось богохульство. В то же время монополия греков на митрополичью кафедру в Киеве порождала тенденцию религиозного чванства, неприязни к иным верованиям. Скажем, в XI веке за одобрение брака христианина с представительницей иудейской или исламской веры священник любого ранга платил огромный денежный штраф — 50 гривен. Митрополит Иоанн (1080—1089) резко осуждал брачные связи киевских князей с принцессами стран Западной Европы, а в 70-х годах XI столетия был введен запрет на употребление пищи совместно с представителями неправославной религии. Тем самым углублялась пропасть между католическим и православным миром, усугублялись конфликты. Понятно, почему Е. Дулуман и А. Глусман утверждают: крещение Руси — зто добро и зло, прогресс и регресс. Принятие христианства в форме революции сверху привело к тому, что в миропонимании и мировосприятии русичей скрытое язычество преобладало едва ли не до XIII века. Мировоззрению масс, занимавшихся в основном сельским хозяйством, более импонировало содержание языческой религии. Именно поэтому славяне не восприняли христианство как картину мира, и оно выступало в роли своеобразного канона межличностных отношений; противоположно подействовали христианские догматы на правящую верхушку Руси. В результате после 989 года конфессиональное единство лидеров и масс исчезло, а светская власть приобрела привычку вмешиваться в юрисдикцию церкви. К сожалению, православие закрепило только юго-восточное направление интересов и связей Руси, утвердив ее в качестве своеобразного сателлита на орбите дряхлеющей Византии. Ее императоры умели манипулировать варварами в своих интересах.
|