Но племенная верхушка в какой-то степени потеряла былое влияние и реальную власть. Отсутствовала единая общегосударственная символика, каждый руководитель территории пользовался своими знаками — символами власти. В этой знаковой системе можно было встретить изображения архангела Михаила, льва, двуглавого черного орла, а у Святослава — двузубец. Постоянный аннексионизм династии Рюриковичей, к тому же воспеваемый интеллектуальной элитой, привел к такому чрезмерному расширению территории, при котором метрополия оказалась не в состоянии контролировать и без того лишь формально зависимые от нее земли. Имперские тенденции не могли также способствовать интенсивному приращению экономического потенциала. Находясь на границе степей и заселенных регионов, центр Руси систематически подвергался нападениям кочевников, что серьезно мешало развитию государственных начал. Хотя здесь и выработались управленческие механизмы, сочетающие традиции Византийской империи, азиатских и скандинавских народов, ето стоило больших потерь, отставание от более мобильной Западной Европы, избежавшее подобных коллизий, становилось все заметнее. Кроме того, на Западе процессы развития государственности, экономики раньше пошли вглубь, а большая плотность населения инициировала предприимчивость и прагматический индивидуализм. Нарушение-лестничного порядка княжения явилось веской причиной дезинтеграционных процессов на Руси. Ранее он состоял в том, что после смерти великого князя Киевского власть переходила к его старшему брату, затем — к следующему по возрасту брату, пока не умирал последний из них. После этого киевский престол должен был занимать самый старший племянник, но лишь в том случае, если его отец был когда-то великим князем. Если же отец не владел киевским княжеским столом, то такой племянник лишался права наследования и становился князем-изгоем.
|