Обязательство по поставкам зерновых в Германию оказалось в принципе легко выполнимым. Ведь из урожая 1918 года объемом в 15 млн тонн следовало вывезти всего 1/9 его часть, т. е. около 105,3 млн пудов зерновых. Большая работа была проведена в сфере культуры, просвещения и науки: открыто около ста национальных гимназий (кроме тех пятидесяти, что создала УЦР), два украинских университета, основана Академия наук (хотя реально она начала работать при большевиках в феврале 1919 года, когда В. П. Затонский предоставил ей помещение). При поддержке гетмана и Кабинета Министров основаны Национальная библиотека, Государственный архив, Симфонический оркестр, Кобзарская школа, Институт восточных языков, Консульские курсы при Украинском обществе экономистов, оживилась работа в Академии искусств. Более осторожно велся курс на дерусификацию школьного образования: в низших начальных школах к занятиям на украинском языке приступили с 1 сентября (в первых—четвертых классах), а в высших начальных (пятые—седьмые классы) они Ifeли на украинском языке, если в группах более половины детей были украинцами, в старших классах — по возможности, а в государственных школах — только на украинском языке (хотя он и не был объявлен государственным). В школах с русским языком обучения вводилось обязательное изучение украинского языка и литературы, истории и географии Украины. В Новороссийском и Харьковском университетах, Нежинском историко-филологическом институте открылись кафедры украиноведения. Если в 1917 году было опубликовано 747 названий украинских книг, то за 1918 год — 1085, несколько миллионов учебников на украинском языке. Однако поражение Германии в войне, нежелание стран Антанты признавать Украинскую державу субъектом международного права, усиление белого движения привели, как указывалось ранее, к резкой переориентации внешнеполитического курса П. Скоропадского. Он встал перед выбором: оказаться Украине под властью большевистской России или Белой гвардии.
|