Украина сохраняет стабильность, сознательно или инстинктивно избегая конфликтов, и относительную упорядоченность — благодаря пассивности, инертное-, ти украинского общества, включая истеблишмент. Между тем после 1992 года в каждой третьей стране СНГ президентами распущены парламенты, а несколько глав государств узаконили свое пребывание на президентских постах путем референдумов. В Украине же политический кризис мая—июня 1995 года разрешился компромиссом — принятием Конституционного договора, разграничившего прерогативы президента и Верховной рады (судебная власть пока не сложилась в реальный противовес). Ослабление политических позиций России и поражение на президентских выборах 1996 г. в России кандидата коммунистов Г. Зюганова облегчило Украине нейтрализацию сепаратизма в Крыму. При этом характерно, что ликвидация ранее в марте 1995 года киевскими властями института президентства в Крыму (этот пост занимал бывший офицер ВДВ Ю. Мешков) была поддержана не только большинством населения Украины, но и третью крымчан. Несмотря на неизбежное обострение ситуации в будущем, основные политические силы Украины и в дальнейшем намерены действовать по законам политической игры, предпочитая поиски консенсуса разрушительным действиям. О предопределенности такого развития событий свидетельствуют и характеристики наиболее известных лидеров. В последнее десятилетие уходящего века основные трудности Украина переживает в экономической и финансово-денежной сферах.4 Спад производства, в отличие от ФРГ или Японии, происходил не по типу «творческого разрушения», а приобрел спонтанный, оттого крайне опасный для национальной безопасности характер. Из-за чрезмерного налогового пресса до 60 процентов экономики находится в теневом секторе, вне государственной инкассации вращается 48 процентов денежной массы, коррупция превратилась в социальную норму, а демократия часто имеет номенклатурный или показушный характер.
|