Последнее условие объясняется тем, что гости, суконники и вообще городские люди были люди данные, или тяглые, и позволение переходить им в дружину лишало бы князей главного источника доходов, лишало бы их средств платить выход в Орду. После, в XVII веке, мы увидим, какой страшный ущерб в московских финансах был произведен стремлением тяглых городских людей выйти из податного состоя-ния вступлением в службу или зависимость от духовенства, бояр и служилых людей и какие сильные меры употребляло правительство для воспрепятство-вания этому выходу. То же самое побуждение заставляло князей и в описы-ваемое время условливаться не принимать в службу данных людей, ни куп-цов, ни черных людей, ни численных, или числяков, и земель их не поку-пать; если же кто купил подобные земли, то прежние владельцы должны вы-купить их, если могут, если же не будут в состоянии выкупить, то покуп-щики должны потянуть к черным людям; если же не захотят тянуть, то лиша-ются своих земель, которые даром переходят к черным людям,распоряжение, тождественное с позднейшими распоряжениями, по которым беломестцам, лю-дям нетяглым, запрещалось покупать земли тяглых людей. То же самое по-буждение заставляло московских князей условливаться не держать в Москве закладней и не покупать человека с двором; князья обязываются также не покупать земель ордынцев и делюев, которые должны знать свою службу, как было прежде, при отцах. Под именем делюев разумеются всякого рода ремес-ленные и промышленные люди, поселенные на княжих землях; ордынцами же называются пленники, выкупленные князьями в Орде и поселенные также на княжих землях. Городское тяглое население по-прежнему разделялось на сотни: новго-родцы говорят в своих грамотах, что купец должен тянуть в свое сто, а смерд в свой погост; здесь под смердом разумеется сельский житель. Мос-ковские князья в своих договорах говорят о черных людях, которые тянут к сотникам; иногда же говорят о черных людях, которые тянут к становщику: и здесь надобно, думаем, понимать так, что в первом случае говорится о городских людях, а во втором - о сельских. |