Несмотря, однако, на распространение чешских пределов, в церковном отношении чехи принадлежали к епархии ре-генсбургского архиепископа: после этого нечего удивляться политической зависимости чехов от Немецкой империи, ибо церковные отношения тогда господствовали над политическими. Только при Болеславе II, в 973 году, основано было особое пражское епископство, где первым епископом был сак-сонский монах Дитмар; преемником его был знаменитый Войтех, родом из знатной чешской фамилии; несмотря однако, на это, никто так не старался о скреплении чешской церкви с западом, никто так не старался об искоре-нении славянского богослужения, как Войтех. Такой характер деятельности условливался самою борьбою ревнителя христианства, каким был Войтех, с языческими нравами и обычаями, которые в его глазах были славянские; в подобной борьбе средина редко соблюдается: отечеством для ревностного епископа была не Богемия, но запад, страны христианские, тогда как Боге-мия была исполнена еще языческих воспоминаний, возбуждавших только враж-ду Войтеха; церковная песнь на славянском языке звучала в его ушах язы-ческою богослужебною песнею и потому была противна; слово бог напоминало ему славянского идола, только слово Deus заключало для него понятие ис-тинного бога. Смертью Болеслава II (999 г.) кончилось могущество чехов и перешло к ляхам. При распространении своих владений на западе Пясты встретились с немцами, императоры которых также распространяли свои вла-дения на счет славян приэльбских; легко было предвидеть последствия это-го столкновения: четвертый Пяст, Мечислав, или Мешко, уже является вас-салом императора, платит ему дань; в 965 году Мечислав женился на Дуб-ровке, дочери чешского князя Болеслава 1, и по ее старанию принял хрис-тианство; но в это время славянская церковь никла у чехов и потому не могла укорениться в Польше; отсюда новые крепкие узы связали Польшу с западом, с Немецкою империею: в Познани была учреждена епископская ка-федра для Польши и подчинена архиепископу магдебургскому. |